Выживет ли "Экспресс"?На прошлой неделе в Городской думе состоялась пресс-конференция депутатов – членов рабочей группы, которая недавно провела ревизию в МУП «Экспресс», чтобы проверить, как там расходуются денежные средства, и по ходу решить, целесообразно ли выделять бюджетные деньги на содержание предприятия.Недавно мэрия обратилась в Городскую думу с просьбой выделить предприятию МУП «Экспресс» 72,2 миллиона рублей для компенсации выпадающих доходов (в процессе работы комиссии от мэра поступило письмо о снижении транша до 35 миллионов рублей). Полученные бюджетные средства планируется потратить на повышение зарплаты, оплату электроэнергии, горюче-смазочных материалов, приобретение запасных частей, ремонт душевых и туалетов.ВПЕРЕД – КО ДНУ?Основной источник доходов МУП «Экспресс» – продажа билетов и проездных. Между тем, по расчетам депутатов, экономически обоснованный тариф для поездки на трамвае составляет 17 рублей, на троллейбусе – 8,8 рубля. Как сказала депутат Людмила Кемайкина (в недавнем прошлом возглавлявшая службу внутреннего аудита и экономической безопасности одного из дзержинских заводов), если бы превалировали троллейбусные перевозки, себестоимость которых составляет около 9 рублей при цене билета – 12 рублей, то предприятие могло бы иметь реальную прибыль. Получается, что трамвайные перевозки (себестоимость которых – 17 рублей) тянут «Экспресс» ко дну, если учесть, что содержание одного трамвая в год обходится предприятию в 2 раза дороже, чем троллейбуса. Но чиновники городской администрации с мэром во главе, видимо, категорически не берут в расчет надвигающийся развал МУП «Экспресс», решив оставить убыточный первый трамвайный маршрут, чтобы еще дополнительно затратить уйму денег на приобретение новых трамваев и проложить для них современные трамвайные пути. По мнению депутата Олега Чеснокова, нынешняя политика городской администрации ведет к тому, что в итоге предприятие будет обанкрочено и в нашем городе вообще не будет социального транспорта. Непростую ситуацию в МУП «Экспресс» может усугубить уменьшение финансирования сверху, а именно сокращение дотаций за льготный проезд льготников. Сегодня областной норматив составляет 30 поездок в месяц, а с 1 июля нынешнего года его планируется сократить до 25 поездок в месяц. Между тем многие льготники уже сегодня реально совершают по 60 льготных поездок в месяц, а отдельные граждане льготных категорий – вообще 100. В итоге область не компенсирует МУП «Экспресс» половину расходов на эти социальные перевозки. Таким образом, депутаты предложили городской администрации совместно с Городской думой подготовить исковое заявление в части неправомерного ограничения выпадающих доходов правительством Нижегородской области и передать его в суд. ВМЕСТО ВЫГОДЫ – РАЗОРЕНИЕ?Напомним, что, по задумке чиновников администрации, единое транспортное пассажирское предприятие создавалось для того, чтобы сократить накладные расходы транспортников. Однако пока они только увеличиваются. Как сказал Константин Фокин, после объединения трамвайно-троллейбусного и автобусных предприятий ( МУПов «Аэлита» и «Городской транспорт») за счет выручки МУП «Экспресс» была профинансирована покупка автобусов на сумму 12 миллионов рублей, а также организована внутренняя парковка для автотранспорта на веере трамвайного депо №2. На асфальтировку парковки было израсходовано 22 миллиона рублей. (Как считают депутаты, эти расходы необоснованны ввиду отсутствия дефектных ведомостей, а договоры носят формальный характер и составлены с нарушением законодательства, накладные на поставку строительных материалов подписаны единолично бывшим руководителем предприятия Александром Суворовым.) Между тем, как выяснилось, только что отремонтированные троллейбусы выходят из строя уже на территории «Экспресса» из-за разбитого асфальта и ветхих латаных-перелатаных контактных сетей.Ко всему прочему, в то время как рядовые сотрудники предприятия работают в ужасающих условиях (нет ни нормальных душевых, ни туалетов), руководство «Экспресса» перечисляет 1,5 миллиона рублей проф-союзному комитету (к которому трудовой коллектив относится отрицательно), что не предусмотрено Уставом предприятия. А 3,7 миллиона рублей уходят в так называемый фонд потребления, который в рамках существующего законодательства можно финансировать только при условии прибыльности предприятия. Плюс ко всему до сих пор МУП «Экспресс» не возвращен заем бывшего МУП «Аэлита» в сумме 7,8 миллиона рублей. И видимо, погашение этого долга в ближайшем будущем не предвидится. Дело в том, что, по информации заместителя мэра по финансовым вопросам Ольги Сахончик, этот долг предполагается выплатить за счет реализации имущества МУП «Аэлита». Между тем на сайте городской администрации до сих пор нет объявлений об аукционах по продаже этого имущества. И в 2011 году не поступало средств из этого источника доходов. В итоге у МУП «Экспресс» необоснованно отвлечено оборотных средств в сумме 47 миллионов рублей. Константин Фокин заметил, что объединение трамвайно-троллейбусного и автобусных предприятий ухудшило ситуацию в МУП «Экспресс», увеличив его финансовую нагрузку. Так, по данным на 1 января 2012 года, дебиторская задолженность предприятия увеличилась почти в 5 раз, а его кредитные обязательства выросли в 3 раза. Помимо всего прочего, думцы обнаружили договор МУП «Экспресс» с частной компанией от 1 февраля 2012 года на размещение рекламных конструкций на световых опорах предприятия. Такого в договорной практике «Экспресса» еще не было, так как эта деятельность «несет в себе обременение для МУПа в размере более 1,2 миллиона рублей в виде потенциальных штрафных санкций и элемент коррупционности». Кроме того, в первом квартале 2012 года «Экспресс» недополучил от клиента за эти услуги около 40 тысяч рублей. К слову, о сокращении накладных расходов. На пресс-конференции речь шла о том, что, например, административный аппарат после нововведений уменьшился... на одного человека. Но в скором времени была введена еще одна руководящая должность. ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕТрудовой коллектив неоднократно за последние три года обращался к руководству города, к прежним директорам предприятия Александру Медведеву, Евгению Кузьмину и нынешнему руководителю МУП «Экспресс» Роману Патрину с требованием улучшить социальные условия труда, повысить зарплату, обеспечить ремонтников запасными частями, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. К слову, под последним обращением в Городскую думу и к мэру города подписалось 200 человек. Как сказал Константин Фокин, в частности, ответ мэра города Виктора Сопина не устроил ни депутатов, ни трудовой коллектив. По ощущениям думцев, проверки городской администрации в МУП «Экспресс» вообще не было. По мнению Константина Фокина, скорее всего, руководство МУП «Экспресс» написало ответ от себя, а заместитель мэра подписал. По крайней мере, недостоверность представленной депутатам информации очевидна. По данным МУП «Экспресс», средняя зарплата на предприятии составляет 16 тысяч 400 рублей. Между тем, судя по расчетным листочкам, которые депутатам предоставили работники предприятия, выяснилось, что в ответе была указана не средняя, а максимальная зарплата. Ее можно получить при наличии большого стажа, высокой разрядности, переработки (которая составляет 15 процентов от норматива). Средняя же зарплата составляет 12-15 тысяч рублей, а у некоторых рабочих и того меньше. В итоге текучесть кадров в прошлом году составила 20 процентов. В нынешнем году в мае за одну неделю рассчиталось 20 водителей автобусов и троллейбусов, что еще раз свидетельствует о неэффективном управлении на этом предприятии. Между прочим, думцы не раз за последние полгода просили предоставить концепцию его развития, но так ее и не увидели… А ЧТО В ИТОГЕ? На пресс-конференции было сказано о том, что депутаты профильного комитета рекомендовали городской администрации выделить деньги из бюджета на повышение зарплаты рабочим и ремонт душевых и туалетов. Согласие же на выделение дополнительных денег думцы дадут после того, как будут получены ответы на их вопросы. Прежде всего они хотели бы увидеть программу экономического развития МУП «Экспресс», в которой было бы отражено видение безубыточной работы предприятия, выход муповского транспорта на нынешние прибыльные коммерческие частные маршруты и так далее
|