Видит око, да зуб неймет
Похоже, что в администрации Дзержинска назревают две крупные коррупциогенные схемы по уводу важных сфер городского хозяйства в частные руки. Угроза «прихватизации» нависла над муниципальным транспортом и водоканалом.
Конечно же, утверждать со стопроцентной уверенностью, что «сценарий» будет развиваться именно так, достаточно сложно, но все предпосылки к этому имеются. Уж очень лакомые «куски» бизнеса эти две отрасли, и кое-кому из высокопоставленных чиновников администрации очень бы хотелось получить контроль над финансовыми потоками в этих сферах. Если не напрямую, то через политически аффилированные с этими самыми чиновниками бизнес-структуры. Но обо всем по порядку.
Заграница нам поможет?
Первые тревожные для дзержинского водоканала «звоночки» прозвенели еще в феврале нынешнего года. После того, как глава города Виктор Сопни, известный своими пристрастиями к зарубежным командировкам за счет городской казны (что в первый срок своего правления в качестве мэра Дзержинска, что сейчас), и его заместитель по городскому хозяйству вернулись из поездки в Германию. По официальной информации, отправились туда они по приглашению компании «Ремондис», известной в нашем городе как предприятие по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Но в Германии делегация из Дзержинска посетила предприятие «Ремондис-Валь», занимающееся водоснабжением и водоотведением. И пришли после этого делового визита просто в неописуемый восторг. По приезду домой наш мэр взахлеб расписывал журналистам все прелести обслуживания водоканализационного хозяйства в Германии. Мол, немецкая компания, не напрягаясь, обслуживает 25 муниципальных районов с населением в 200 тысяч человек (т.е. вполне сравнимым с численностью жителей Дзержинска), при этом в штате предприятия всего 150 человек. Тогда как в Дзержинске на 250 тысяч жителей приходится более тысячи сотрудников дзержинского водоканала. Еще одним весомым, с точки зрения мэра Сопина, аргументом в пользу ведения бизнеса в сфере водоканализационного хозяйства по-немецки являются тарифы, которые «бюргеры» не поднимают вот уже в течение шести лет, то есть с тех самых пор, как «Ремондис–Валь» заключила договоры с тамошними муниципалитетами.
Этот полупрозрачный намек, что не мешало бы и Дзержинску «отдаться» в руки рачительных и хозяйственных немецких «водопроводчиков» подкрепился тогда еще и кивком в сторону соседей, которые почему-то всегда, как нам кажется, живут лучше нас. Мол, в Арзамасе та самая компания «Ремондис» в рамках долгосрочного соглашения на сервисное обслуживание уже начала заниматься водоподготовкой и водоотведением, и муниципалитет Дзержинска намерен ознакомиться с наработанным опытом в этой сфере.
Однако в случае с Арзамасом вся загвоздка в том, что тамошний «Горводоканал» принадлежал муниципалитету и, по сути, была создана совместная государственно-частная компания ООО «Ремондис Арзамас Сервис». Мэрии Арзамаса принадлежит 25% акций этой компании, а остальные 75 %- компании Remondis Aqua Gmbx, которая и выиграла на конкурсе право аренды объектов системы инфраструктуры сроком на 15 лет.
В Дзержинске же все гораздо сложнее. Дзержинский водоканал («ДВК») – акционерное общество, к уставному капиталу которого муниципалитет, к вящему его сожалению, не имеет никакого отношения. МУП «Комплекс», на чьем балансе находятся водопроводные сети и канализационный коллектор - давно уже банкротное предприятие, за которым кроме долгов ничего не числится. Поэтому к «ДВК» администрации подступиться не так-то просто. Но очень хочется.
Посему «брожения» вокруг этого стратегически важного для города предприятия только усиливаются. В стенах мэрии за последнее время прошло уже два совещания на тему водоканала, правда, без приглашения руководства последнего. А в юридическом управлении администрации лучше умы ломают головы над тем, как бы в судебном порядке расторгнуть договор аренды между частной компанией «ДВК» и муниципальным предприятием «Комплекс». Иными словами, «отыграть» всю схему перевода персонала и имущества водоканала назад под контроль муниципалитета, чтобы затем «отжать» от этого бизнеса «ДВК» и отдать это хозяйство в другие частные руки, более близкие «к телу».
Причем все это преподносится общественности под благим «соусом» оптимизации расходов, которой сумели добиться продвинутые немцы, и, как следствие, если не снижение, то уже точно не поднятие тарифов на водоснабжение и канализацию.
Меж тем, вся инфраструктура нашего водоканала - особенно канализационные коллекторы длиной в несколько десятков километров - настолько изношена, что требует серьезных многомиллионных вложений, не приподъемных для «ДВК». И наши «водопроводчики» сразу после того, как Сопин стал мэром, обращались с письмом и специально приложенными к нему фотографиями изъеденных коррозией трубопроводов в администрацию Дзержинска, дабы город посодействовал ремонту, хотя бы в рамках долевого участия. Молчанье было им ответом…
Планы планам рознь
Помнится, еще в бытность мэром Дзержинска Виктор Портнова, он активно продвигал идею введения в эксплуатацию второй нитки Тепловского водозабора, которая значительно улучшила бы качество водоснабжения жителей города. Но сейчас об этой идее в администрации даже и не вспоминают. Еще одним масштабным проектом, намеченным к реализации прежней администрацией под руководством Портнова, была замена 1-го трамвайного маршрута на троллейбусный, по аналогии с трамвайной «тройкой» и троллейбусной «пятеркой». Но этим планам, похоже, тоже не суждено сбыться.
Больше того, среди работников муниципального предприятия «Экспресс» (бывшего трамвайно-троллейбусного управления - ТТУ) активно муссируются слухи о полном закрытии практически всего муниципального электротранспорта. Вызваны они предстоящим объединением всего муниципального пассажирского транспорта (и автобусного, и электротранспорта) под одну крышу - в одно муниципальное предприятие. Водители троллейбусов встревожены слухами о приобретении нескольких десятков автобусов частными перевозчиками, которые попросту вытеснят «рогатые» машины с привычных маршрутов, после чего водители электротранспорта останутся без работы. Слух, конечно, фантастический, на первый взгляд, но так ли уж безосновательный? Повышение тарифов на проезд в городских маршрутках сразу на 4 рубля, возможно, и позволит частным перевозчикам значительно расширить автобусные маршруты и увеличить свой автопарк. Муниципалитету ничего не стоит объединенный транспортный МУП обанкротить (известно же, что муниципальные перевозчики и так еле концы с концами сводят, неся убытки из-за недополучения компенсаций за перевозку льготников от властей разного уровня), а затем передать этот бизнес в частные руки. Благо желающие - владельцы частных предприятий из числа политически аффилированных с некоторыми чиновниками мэрии - наверняка найдутся