Ситуация, в которой оказались жители микрорайона «Прибрежный», очень символична. По сути, это модель сегодняшнего положения многих и многих граждан нашей многострадальной Родины.
И состояние, которое толкнуло людей с улицы Попова выйти в пятницу на митинг, которое почти заставило их перекрыть железную дорогу, знакомо многим и многим...
Вообще, жить на Поповке неплохо – вид на реку, рядом дубовая роща, ФОК опять же. А уж если еще и квартира в доме с улучшенной планировкой, коих в том краю немало, – то и вовсе замечательно.
И историей можно гордиться, ведь Окская набережная – колыбель нашего города. Там живали такие люди, как Александр Степанович Попов – известный русский ученый, изобретатель радио. Там располагалась первая больница.
Именно оттуда Дзержинск разросся, разбежался домами на север и на запад. А островок жизни вдоль реки хоть и перестал быть дачным поселком, но все же остался уютным, камерным – в ограде воды с одной стороны, железной дороги – с другой.
Правда, с годами последняя оказалась, скорее, препятствием, отделяющим от цивилизации. Сначала чисто символическим – легко было выгадать удобный момент, чтобы пересечь пути, прыгая через рельсы. А потом серьезным – движение поездов постепенно становилось все оживленней.
В свое время за спиной центрального рынка стоял мост. Но он был крепок и красив в ту пору, когда в нем как будто и нужды особой не было. А по мере того, как переходить через железку становилось все опасней, он рассыпался. К девяностым годам от него остался один скелет. А к тому моменту, когда пешеходы всерьез обеспокоились за свои жизни, – и вовсе только воспоминания.
«Нам нужен переход!» – этот сигнал бедствия раздавался с берега больше десяти лет. И вот в 2007 году чаяние жителей как будто исполнилось – с «острова» на «материк» перекинулся красавец «анжанерной работы» – не из «хрувсталя», но с фонарями! Кажется, теперь жителям Поповки только жить да радоваться. Но оказалось, что с этого момента их мытарства только усугубились.
Мост, который подарили власти, оказался хорош разве что для того, чтобы красоваться на фотографиях да в отчетах об освоении миллионов, которые выделили на строительство руководство железной дороги и областное правительство. По назначению им пользоваться затруднительно.
Во-первых, мост расположен в самой крайней точке микрорайона, и тем, кто живет на противоположном конце, пришлось бы делать крюк в несколько километров, захоти они вдруг воспользоваться этим чудом инженерной мысли. Однако желающих практически нет – крутой, почти вертикальный подъем привлекателен разве что для подростков и любителей экстремальных видов спорта. Для пожилых людей, женщин с маленькими детьми в колясках, инвалидов этот переход – не помощник, а непреодолимый барьер! Поэтому они и при новом мосте по старинке продолжали перебираться в город прямо по железнодорожным путям, рискуя собственными жизнями.
Это только несколько лет назад казалось, что риск – это самая большая проблема. Запуск скоростного поезда «Сапсан» потребовал строительства бетонного ограждения по обе стороны железной дороги. И это ограждение превратило микрорайон «Прибрежный» в резервацию, выбраться из которой возможно только по тому злополучному мосту! И те, кто не могут позволить себе несколько метров вертикального подъема, оказались полностью запертыми на узкой прибрежной полосе.
«В нашем районе полностью отсутствует социальный транспорт, и маршрутки ходят возмутительно редко!» – в один голос рассказывали жители микрорайона «Прибрежный» на митинге о своем неустроенном житье. «Мы просто не успеваем реагировать за переменами. Пустили скоростной поезд – изменились условия», – объяснялись представители администрации.
Эта нерасторопность – симптоматичная, очень характерная для наших дней. Цены несутся со скоростью «Сапсана» – зарплаты с тоской смотрят им вслед, увязая в копейках прожиточного минимума. Тарифы ЖКХ растут как на дрожжах – услуги, заявленные в платежках, не становятся заметней и внушительней.
«Сапсан» – символ этих перемен, он ворвался в нашу жизнь и жестко, как тесак, разделил общество. Он не только обитателей Поповки отрезал бетонной стеной от мира – многих прибил волной к обочине жизни. В голове не укладывается факт, что зарплаты, которую работодатели считают нормальной, хватит на два, от силы на три билета до Москвы на этот комфортабельный поезд.
Но добро бы эксклюзивная жизнь «Сапсана» вершилась в параллельной реальности – она пересекается с обыденностью, как сокол, давший имя поезду, со своей добычей. (Орнитологи говорят, от этого удара у жертвы может отлететь башка.) Беда не в том, что некий везунчик проведет в поездке три часа вместо пяти – счастливого, как говорится, пути, а в том, что рейсы чудо-поезда постепенно вытесняют из расписания доступные составы и маршруты. Это неизбежно – на него сделали ставку, ему создают все условия, и более дешевые тихоходы обречены жаться по краям, когда он летит на своей убийственной скорости.
Люди, которые не вышли на потребительский уровень «Сапсана», обречены жаться тоже. Жизнь так обернулась, что самые необходимые товары и услуги постепенно входят в разряд эксклюзивных – путешествия, жилье, качественная еда становятся недоступными. И неужели никто не несет ответственности за то, что миллионы нетунеядцев – работающих людей! – поставлены в унизительное, рабское положение? Разве это нормально, когда труд кормит только соевой колбасой и китайскими макаронами и не дает возможности преодолеть каких-то 300 километров?
Похоже, никто об этом не думает. Когда летит «Сапсан» – кто будет обращать внимание на воробьев? Вот и наш мост через железку, похоже, строили не в заботе о пешеходах. Просто «в 2007 году началась реализация проекта по модернизации пути с целью повышения скорости движения до 160 км/ч», уже тогда было понятно, что международные правила безопасности заставят возвести стену вдоль дороги – вот и соорудили конструкцию, чтоб было. А уж как там людям – удобно, неудобно… Из окна скоростного поезда разве разглядишь интересы пассажиров электрички и уж тем более – пешеходов?
Вот сейчас много говорят про необходимость создания гражданского общества. Сдается, что стихийный митинг в микрорайоне «Прибрежный» – это как раз проявление гражданской позиции. Выступили люди единым фронтом – и их как будто услышали. По крайней мере, пообещали социальный транспорт, регулируемые наземные переходы. Действительно, надо создавать это общество, пока его за нас не построили по своему вкусу – вроде того злополучного моста