Ситуация с водоканалом
Как уже писали в Дзержинске развивается политический конфликт, пока еще мало заметный широкой публике. Основной его смысл сводится к противодействию политике мэра Виктора Сопина. Как мы и предполагали месяц назад, мотивом столкновения служит конкретный экономический интерес одной из сторон. События последних недель косвенно подтверждают одну из версий, высказанную нами, - «водную».
Забегая вперед скажем: подоплекой нынешнего конфликта стала ситуация вокруг сдачи водоканализационного хозяйства в долгосрочную концессию ОАО «ДВК». Как ни странно, но основным доказательством этой версии стала газетная публикация. Не подумайте только, что наши СМИ настолько осмелели, что готовы выдавать на-гора качественные журналистские расследования: все чаще читателей кормят политическим заказом. Парадокс, но не первый год звание самого беспринципного издания на дзержинском медиарынке занимает нижегородская газета. Узнавать «скандалы и интриги» местного разлива политически активные горожане предпочитают из свежего номера «Ленинской смены», где от известного в узких кругах журналиста Виктора Деменева с завидной регулярностью появляется очередная порция компромата на руководителей Дзержинска. В профессиональном сообществе этот «мастер пера» известен тем, что часто берется за исполнение заказных материалов, при этом увлекается и как последний дилетант выдает истинные причины заказа и его авторов.
Так получилось и с материалом из предновогоднего номера «Ленинской смены», посвященным истории с ОАО «Дзержинский водоканал» («ДВК»). Попытка обвинений Виктора Сопина в разнообразных грехах привела автора к противоречивым выводам, но, в конце концов, так и не дала ответ на вопрос – а в чем проблема с городским водоканалом? Факты, изложенные в материале, логично подтверждают версию о сговоре небольшой группы промышленников и нескольких депутатов Городской думы, но автор странным образом от нее отмахнулся – это и наводит на мысли о заказном характере публикации.
В тоже время будем признательны журналисту «Ленинской смены» - благодаря ему мы владеем полной картиной событий, произошедших на дзержинском водоканале. Все началось весной 2011 года. Стремление навести порядок в различных сферах городского хозяйства побудило мэра Виктора Сопина начать серию проверок деятельности ОАО «ДВК». Курировать это направление поручили первому заму Владимиру Колчину. В результате было выявлено много проблем и противоречий в системе водоканализационного хозяйства Дзержинска. Вырисовывались несколько логичных вариантов развития событий. Первый - расторжение договоров аренды муниципального имущества с ОАО «ДВК», которое оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению. Второй - пересмотр отношений с этим акционерным обществом.
Первый вариант предусматривал вывод на «водную арену» нового оператора. Особенностью (или соблазном?) этого сценария явился бы заход в схему частных собственников, и, соответственно, частичный или полный вывод дзержинского водоканализационного хозяйства из муниципальной собственности.
Ни одна вновь создаваемая фирма не обходится без учредителей. Вот тут-то и замелькали фамилии известных в городе «владельцев заводов, газет, пароходов», репутация которых свидетельствует о стремлении ставить собственные интересы выше интересов города. Посмотрите, кто активнее всего высказывался в местной прессе насчет ситуации с «ДВК»?
После расторжения договора с ОАО «ДВК» его функции планировалось передать карманной ОООшке. В какой-то момент зарождающееся «водное лобби» уже почти не скрывало своих целей - сесть на трубу и качать деньги. Но, согласитесь, отдавать водоканализационный комплекс в руки заигравшихся политиканов просто опасно. Водоканал стал бы удавкой на шее нынешней и последующих городских властей, а для его собственников - инструментом для всевозможных манипуляций и политического торга.
Если говорить откровенно, в сфере водоснабжения и водоотведения могли бы повториться те же события, что сегодня наблюдаются в жилищно-коммунальном хозяйстве. В свое время ЖКХ под предлогом повышения эффективности в несколько этапов передали в частную собственность известных в Дзержинске персон. И при этом никто сегодня не говорит о заметном улучшении состояния наших домов.
Герои первого варианта оперируют интересами промышленников города, которые долгие годы страдали от завышенных штрафов. Однако при этом признается, что подобная ситуация является не результатом политики того же «ДВК», а следствием многочисленных общероссийских проблем.
Второй вариант развития событий явился ответным действием со стороны мэра Сопина. Именно угроза бесконтрольного вывода водоканализационного хозяйства из городской собственности (читай – очередного «распила») заставила вмешаться в ситуацию градоначальника. Лично изучив ее, он пришел к выводу, что расторжение договоров с «ДВК» дестабилизирует процесс водоснабжения города. Поэтому с подачи мэра была предпринята схема оформления концессионного соглашения с организацией, которая сегодня эксплуатирует водоканализационный комплекс, сроком на 25 лет. Этот договор в свою очередь стал гарантией стабильного водоснабжения жилых районов и промышленных предприятий.
Итак, какова же ситуация сегодня? Город пошел по второму пути, в результате водоканализационный комплекс остается в муниципальной собственности, бюджет не вкладывает в развитие водоканала ни копейки, так как в этом теперь заинтересован арендатор (ОАО «ДВК»). Сама же компания гарантирует многомиллиардные инвестиционные вложения в модернизацию коммунальной инфраструктуры, которая остается под контролем муниципалитета. Другое дело, как показала практика, этот контроль необходимо усовершенствовать.
В обмен на это мэр получил «черную метку» от несостоявшегося «водного лобби». Мало-мальские проблемы раздуваются до немыслимых размеров, нападки на команду Сопина стали носить перманентный характер, допускаются спекуляции при рассмотрении расходных статей бюджета. Почему градоначальник подробно не говорит о подоплеки ситуации с водоканализационным комплексом? Следует принять во внимание несколько фактов, деликатность которых не позволяет пока открыто комментировать конфликт в широкой публичной плоскости. Но постепенно карты открываются. Кто же является главным в несостоявшемся «водном лобби»? Об этом речь более подробно пойдет в следующей публикации.