На одном из ближайших заседаний Городской думы депутатам предложат отстранить главу города от руководства администрацией.
Новая
управленческая модель предусматривает разделение должностей главы
местного самоуправления (города) и главы администрации. Выбирать
граждане смогут только первого, второй (так называемый сити-менеджер)
будет назначаться, причем не главой города, а специальной конкурсной
комиссией.
С
реформаторским предложением к депутатам местной Думы обратилось
руководство городской администрации. Формально. Хотя всем понятно, что
не оттуда ветер дует, что истинным инициатором изменений является
региональная власть.
В принципе, чиновники областного
правительства и не скрывают, что вознамерились до конца 2009 года
перевести на новые управленческие рельсы всю Нижегородчину. Об этом, в
частности, прямо заявлял министр внутренней политики Нижегородской
области Александр Цапин, вероятно, запамятовав, что никто не вправе
решать подобные вопросы за жителей той или иной территории или их
представителей в местном парламенте. Но видимо, областная власть
уверена в том, что ее желание – закон для органов местного
самоуправления (ОМС).
Губернатор тоже не раз давал понять, что
он – не стороннее лицо в этой реформе. О своих предпочтениях Шанцев
говорил многократно и открыто. Мол, давно пора распрощаться с таким
пережитком демократического прошлого, как всенародные выборы главы
администрации, которые делают его слишком независимым. Судя по всему,
новая схема управления кажется Валерию Павлиновичу более отвечающей
современным реалиям. С ней он связывает надежды на светлое будущее
региона. И не устает ее рекламировать.
По словам губернатора,
глава города (которого, напомним, по-прежнему будут избирать граждане)
станет заниматься политикой: определять стратегию развития территории,
систему взаимоотношений с населением, общаться с народом, регулярно
выступать в СМИ, разъяснять людям, что происходит в области, в стране.
Глава же администрации (назначаемый по контракту сити-менеджер) – это
«чистый» хозяйственник, которому надлежит заниматься всеми проблемами
городского хозяйства, оперативно управлять им, «носиться по вверенной
территории и смотреть, где и что не так».
Такое разделение, по
мнению губернатора, приведет к тому, что «наша область, каждый поселок,
каждый город будут нормально развиваться». Да и не гоже нам отставать
от соседей: все крупные города ПФО, кроме Самары, по словам Шанцева,
уже перешли на такую схему.
Прощай, автономия
Думается,
Валерий Павлинович все же несколько лукавит. Любая организационная
модель имеет свои плюсы и минусы. Опыт муниципалитетов, в которых
должность сити-менеджера была введена еще несколько лет назад,
показывает: где-то эта практика приживается, где-то нет. Предостаточно
примеров того, как участники дуумвирата (выборный глава местного
самоуправления и назначенный сити-менеджер) не могут поделить власть,
интригуют друг против друга, что самым негативным образом отражается на
хозяйстве.
Зато эта схема позволяет главе области больше
влиять на местное самоуправление. И вероятно, именно этим она так
привлекательна для региональной власти. Достаточно сказать, что
конкурсная комиссия по выбору сити-менеджера на треть состоит из
представителей губернатора. Еще на две трети – из людей, делегированных
местной Думой, что тоже неплохо для главы региона. Неужели в случае
необходимости он не сможет договориться о подходящей кандидатуре с
местными депутатами-единороссами, коих в представительных органах
большинство? Наверняка, сможет. Сам, как-никак, является членом
областного политсовета партии власти. А партийную дисциплину еще никто
не отменял.
Да собственно, намерение взять под контроль
местное самоуправление Валерий Павлинович тоже никогда не скрывал. Он
сразу, как только встал у руля области, начал твердить о необходимости
выстроить до конца пресловутую вертикаль власти, то есть не позволять
местной власти вести себя автономно, – получать рычаги неформального
влияния на процесс распоряжения муниципальными средствами.
Но
почему на протяжении нескольких лет дальше разговоров дело не шло, а
теперь пошло, и как рьяно? Судя по всему, около полутора лет назад по
ряду причин сменилась политическая конъюнктура в Москве, и процесс
перестройки органов местного самоуправления был санкционирован с самого
верха.
В принципе, как уже говорилось, институт
сити-менеджеров ненов. В некоторых городах эта должность была введена
еще несколько лет назад. Тем не менее, такая модель организации власти
на местах прежде не была в России основной.
О том, что грядет
массовая замена глав администраций, избранных всеобщим голосованием,
назначенными управляющими, заговорили приблизительно год назад. У
многих тогда создалось впечатление, что началась целенаправленная
кампания по дискредитации избранных мэров, участились случаи их
уголовного преследования. Разговоры усилились в мае нынешнего года
после того, как были внесены изменения в федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ», позволившие
депутатам удалять мэра в отставку. Знающие люди говорили, что едва ли
не главная цель поправки – снизить привлекательность поста всенародно
избранного главы администрации по сравнению с назначенным
сити-менеджером.
В чем интерес верховной власти? Ей, судя по
всему, сейчас важно усилить влияние «Единой России» на муниципальном
уровне, укрепив таким образом партийную вертикаль. И схема с
сити-менеджерами отвечает этим требованиям, так как в целом повышает
влияние местного представительного органа власти (Думы) на принятие
решений.
Пока единственной территорией, где местные власти
сопротивляются губернаторскому почину, стал Нижний Новгород. Сможет ли
и Дзержинск ему противостоять? Нижегородский политолог Евгений Семенов
публично усомнился в этом, так как наш город, по его мнению, более
подвержен влиянию со стороны губернатора. Что ж, поживем, увидим.