Оппозиция развязала в Нижнем Новгороде междоусобную войну
В канун выборов в гордуму «Единая Россия» стала неприкосновенной
Две недели официально разрешенной агитации и пропаганды с полной определенностью выявили избирательные стратегии партий, участвующих в выборах городской думы Нижнего Новгорода. Об особенностях партийной борьбы за мандаты депутатов, которым предстоит впервые выдвинуть из своего числа главу местного самоуправления областного центра, – в материале «ФедералПресс».
«Единая Россия» усердно пиарит самою себя. Народу то и дело напоминают о крайне необходимых ему партийных проектах. О том, что многие из них реализуются на деньги из федерального или городского бюджета, по своей природе беспартийные, никто не распространяется. Все, что может быть хорошего в жизни нижегородцев, отмечается брендом «ЕР», и такую линию наблюдатели считают вполне естественной для партии власти.
Нет вопросов и к ЛДПР, нижегородские деятели которой ведут себя вполне в духе своего вечного лидера, хотя копии, понятно, гораздо бледнее оригинала. Похоже, либерал-демократы заранее знают, что одно-другое место в думе им достанется, а большее им и не надо. Но если с ЛДПР все ясно, то непонятно, какие изменения в существующий порядок вещей хотят внести прочие партии. Люди, полагающие, будто именно за этим оппозиция идет во власть, вряд ли найдут в партийных агитационных материалах ответы на этот вопрос.
Судя по газете нижегородских коммунистов, их цель заключается в том, чтобы примерно наказать Александра Бочкарева, регионального лидера «Справедливой России», укравшей у них лозунги Маркса-Энгельса-Ленина. Тезисы предвыборной программы КПРФ, опубликованные на первой странице издания, завершаются такими пассажами: «Завести дела на бизнесменов от политики – сделать процессы показательными. Первый процесс должен быть над Александром Бочкаревым». Остальные три страницы отданы «разоблачениям» Бочкарева и прочих эсеров; «разоблачения» сопровождаются ругательствами типа «крыса». Впрочем, есть еще маленькое письмо пенсионера, очень недовольного «Правым делом», которое не имеет права пользоваться «левыми методами», а вот пользуется и вводит граждан в заблуждение.
В один и тот же день нижегородскому обозревателю «ФедералПресс» засунули в почтовый ящик предвыборный буклет «Справедливой России» и информационный бюллетень «Правого дела». В первом на чем свет стоит, правда без фени, поливают КПРФ, во втором – «Справедливую Россию». Мы не поленились подсчитать: в бюллетене «правых» фамилия их нижегородского лидера Дениса Лабузы упоминается пару раз, зато фамилия главного нижегородского эсера – 14! Если согласиться с тем, что распространение негативной информации – это тоже PR, ребята оказали сопернику Лабузы по одномандатному округу замечательную услугу.
Межпартийная война, разразившаяся в Нижнем Новгороде в стороне от партии власти, наводит на мысль о том, что «оппозиция» принялась заранее делить между собой те крохи, которые, возможно, достанутся ей с барского стола по итогам выборов. В кругу нижегородских политологов витает и другая, крамольная, мысль: лидеры маленькой «Справедливой России» и крошечного «Правого дела» исполняют некий политический заказ. При том, что лично Бочкареву место в городской думе практически обеспечено если не по одномандатному округу, то по партийному списку, а Лабузе с почти нулевым рейтингом его партии рассчитывать в любом случае не на что, оба объективно работают на партию власти, и это может им зачесться.
Пытаясь разобраться в природе происходящего, обозреватель «ФедералПресс» обратился к эксперту-политологу. Вот какой комментарий получен от генерального директора Центра социально-консервативной политики в ПФО кандидата политических наук Евгения Семенова:
«Действительно, мы наблюдаем несколько странную, мягко говоря, композицию избирательных стратегий «Справедливой России», «Правого дела». Причин тут несколько. Попробую обозначить самые, на мой взгляд, существенные.
Почему «Единая Россия» находится в зоне молчания, почему ее не атакуют партии-конкуренты? Ответ очевиден. «Единая Россия» – партия власти, обладающая огромным административным ресурсом. Если применения этого ресурса может быть недостаточно для получения высоких процентов голосов при выборах (партия переживает сейчас не самые лучшие времена, рейтинги ее накренились), то его вполне достаточно, чтобы поставить на место и «Правое дело», и «Справедливую Россию».
Что из себя представляет «Справедливая Россия»? Несостоявшийся кремлевский проект партии власти-два. Изначально идея была хороша, но что-то не пошло, и не получилось из эсеров достойных конкурентов единороссам. Возможно, отцы-основатели решили, что страна еще не готова к двухпартийной системе, возможно, были и другие причины, однако «Справедливую Россию» так и оставили на правах незаконнорожденного ребенка, уготовив ей незавидное положение партии-аутсайдера. И как ни пытался лидер эсэров Сергей Миронов доказать, что он вполне конкурентоспособен и готов помериться силами с партией Путина, предпринимая публичные атаки на Бориса Грызлова, ему объяснили, что не стоит этого делать. Между Грызловым и Мироновым были достигнуты договоренности «о ненападении», и эти договоренности соблюдаются.
Что касается «Правого дела», здесь тоже в поисках причин не приходится зарываться глубоко. Этот проект появился как ответ на упреки западной общественности, обвинявшей Россию в подавлении деятельности оппозиционных партий либерального толка. «Правое дело», говоря языком Варлама Шаламова, – это «ссучившаяся партия». Поэтому не стоит ждать от нее атаки на партию власти. «Правое дело» родилось с болезнью куриной слепоты.
В этих обстоятельствах и правые, и эсеры вынуждены «увлечься» друг другом или официально «оппозиционной» партией – КПРФ. Почему так? Да потому, что между этими тремя партиями очень много общего. В первую очередь у «Справедливой России» и КПРФ единый идеологический базис – идея социальной справедливости. Это вечная идея, и она всегда будет находить своих приверженцев. Политические методы у этих партий разные, но политическая платформа одна, вот они и сталкиваются лбами в борьбе за один и тот же электорат. Надо сказать, что эсэрам уже удалось получить часть электорального пирога, принадлежавшего ранее КПРФ, и они, я думаю, не оставят коммунистов в покое.
Что же касается «правых» и их атак на эсеров и лично Бочкарева, то здесь следует признать, что эти атаки обусловлены теми же родственными связями. Несмотря на то, что «Справедливая Россия» стоит на левоцентристских позициях, непосредственные лидеры и актив эсеров – это предприниматели, представляющие малый и средний бизнес, то есть та самая электоральная группа, на которую ориентировано «Правое дело». Поэтому отношения эсэров и праводельцев – это отношения Каина и Авеля, и по-другому они уже не могут»