И лифт,и МОП, и ТБО
Начало 2010 года по традиции ознаменовалось повышением
коммунальных тарифов. Однако в этом году дзержинцев ожидало не просто
банальное увеличение сумм в платежках, но и изменение составляющих
тарифа на содержание и ремонт жилья и даже появление новых, ранее
невиданных платежей вроде оплаты электроэнергии за освещение мест общего
пользования.
В общем и целом итоговое повышение платы за жилищные и коммунальные
услуги вкупе не превысило традиционных 25%, но при этом одни поставщики
услуг увеличили свои тарифы на 200-500%, вторые - на 5-10%, а третьи и
вовсе пошли на снижение, пусть и малозначительное.
Сравним, например, две платежные квитанции - за декабрь 2009 и январь
2010. Общее повышение тарифа на содержание и текущий ремонт имущества
составило порядка 4 рублей, то есть примерно 25%. Обратите внимание,
что складывается он из нескольких составляющих: содержание и текущий
ремонт, техобслуживание или ТО лифта (в январе - просто «лифт»), вывоз
ТБО (твердых бытовых отходов) и ВДГО (внутридомовое газовое
оборудование). Повышение каждой составляющей крайне неодинаково. Тариф
на лифт повысился почти на 200%, вывоз ТБО - на 70%, ВДГО - на 600%, а
содержание и текущий ремонт наоборот подешевели на 0,3%. С чем связаны
подобные сверхповышения, рассказал начальник управления ЖКХ
администрации Дзержинска Денис Дергунов.
- С каждым годом в структуру тарифа на содержание и ремонт жилья
вносятся изменения, происходит большая детализация затрат управляющих
компаний и компаний, предоставляющих те или иные жилищные услуги. В
первую очередь это связано с тем, что необходимо делать более
прозрачными расчеты между жителями и управляющими компаниями (УК), а
также между УК и теми организациями, которые наняты для оказания
некоторых видов услуг. По отдельным строкам удобнее заключать договоры и
делать перерасчеты, если таковые необходимы.
Так, до 1 января 2010 года отдельной строкой в платежной квитанции
было выведено только техническое обслуживание лифтового хозяйства. В
сущности, ТО - это обходы, осмотры лифтов, текущий ремонт, то есть
технические затраты. Но есть и еще одна составляющая, без которой
невозможно функционирование лифтового хозяйства, «эксплуатация лифтов», в
которую входят, в частности, зарплата лифтеров, содержание системы
диспетчеризации. С 1 января эта составляющая включена в строчку «лифт».
Таким образом, весь комплекс услуг по обслуживанию лифтового хозяйства
теперь оплачивается отдельной строкой.
- Почему жителей первых и вторых этажей с этого года обязали платить
за лифт?
- По большому счету, плата за обслуживание лифтов с жителей первых и
вторых этажей должна была взиматься еще с 2005 года, с момента принятия
нового Жилищного кодекса. В статье 39 этого документа сказано, что
«Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на
содержание общего имущества в многоквартирном доме...». А пункт 1 ст. 36
ЖК РФ поясняет, что собственникам помещений в многоквартирном доме
принадлежат, в том числе, и лифты, и лифтовые шахты. Таким образом,
жители первых этажей оплачивают не пользование лифтами, а их содержание и
техобслуживание.
В некоторых городах России «нововведение» вступило в действие почти
пять лет назад, кое-где - на два-три года позже. В Верховный суд РФ
поступали исковые обращения от граждан, посчитавших оплату лифтов
жильцами первых двух этажей нелогичным. Однако их требования не были
удовлетворены, и это стало прецедентом для судов общей юрисдикции.
Впрочем, на размер и наличие платы за лифт влияет способ управления
многоквартирным домом. Жилищный кодекс, как известно, предусматривает
три формы управления жильем: ТСЖ, управляющая компания или
непосредственное управление собственниками помещений. Больше
возможностей распоряжаться общедомовой собственностью у ТСЖ:
товарищество собственников жилья может по решению общего собрания
снизить или вовсе отменить плату за лифт для первых этажей (п.8 ст. 156
ЖК РФ, п. 33 Правил № 491). Однако при этом нужно понимать, что бремя
расходов ляжет на плечи жителей верхних этажей, соответственно тариф для
них будет выше.
В случае с УК или при непосредственном управлении окончательное
решение, соответственно, за руководством управляющей компании.
- А почему плата за лифт начисляется с метража?
В соответствии с п. 2 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов каждого
собственника на содержание общего имущества в многоквартирном доме
определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество
дома. Другими словами, чем большую площадь занимает каждый собственник,
тем больший вклад он должен вносить в содержание общедомового имущества.
То же самое касается и нанимателей жилья. Именно поэтому действует
«метражный» тариф.
- Изменения коснулись не только тарифов и схемы оплаты за лифт.
Например, электроэнергия МОП...
- До января этого года затраты на освещение мест общего пользования -
подъездов, придомовой территории, подвалов, чердаков - включались в
строку «содержание и текущий ремонт». Теперь эта услуга оплачивается
отдельно. Существует письмо Министерства регионального развития РФ, в
котором затраты на снабжение электроэнергией МОП отнесены к коммунальной
услуге.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается либо по показаниям
приборов учета, либо исходя из нормативов потребления коммунальных
услуг. В жилых домах, не оборудованных общими счетчиками, плата за
электроэнергию МОП рассчитывается исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от
23.05.2006г. № 306 и составляет, как известно, 7 и 14 квт/ч в месяц на
человека в домах без лифта и с лифтом соответственно.
- Но в нынешней ситуации не может идти речи о выполнении норматива
потребления электроэнергии в местах общего пользования. В подъездах нет
лампочек, работающие фонари возле подъезда вообще можно «заносить в
Красную книгу». Поэтому понятно стремление горожан установить общие
счетчики, чтобы оплачивать электроэнергию по факту потребления. Это
возможно?
- Существует программа установки приборов учета, счетчики постепенно
появляются в жилых домах. Но понятно, что установить счетчики
единовременно мы не можем. Впрочем, собственники жилья вправе обратиться
в управляющую компанию с заявлением на установку. Никаких
дополнительных затрат при этом они не понесут, стоимость как прибора
учета, так и его установки входит в тариф на содержание жилья.
Оплата электроэнергии поставщику производится по факту потребления, а
не по нормативу. Таким образом, я не исключаю появления «нулевых»
квитанций на оплату электроэнергии МОП там, где нормативы не
соблюдаются.
- Почему почти в два раза вырос тариф на вывоз ТБО?
Потому что в него включили расходы на вывоз крупногабаритного мусора
(КГМ), которые ранее оплачивались из городского бюджета. Решение
финансировать вывоз КГМ за счет муниципальной казны приняли два года
назад с учетом социально-экономической ситуации в городе и материального
положения дзержинцев. Но бесконечно оплачивать вывоз крупногабаритки мы
не можем.
- То есть с тех пор материальное положение дзержинцев улучшилось?
- Говоря о ЖКХ, мы привыкли ставить во главу угла политику, а не
экономику, что, на мой взгляд, в корне неправильно. Искусственно
сдерживаемый рост тарифов привел к банкротству нескольких десятков
коммунальных предприятий, поскольку реальные затраты на оказание услуг
не совпадали с их тарифной стоимостью. Теперь мы вынуждены исправлять
ситуацию, чтобы не было новых банкротств.
- Но ныне существующие управляющие компании работают даже с
прибылью...
- В 90% случаев эта прибыль лишь на бумаге. Организации показывают
выручку на основании выставленных счетов за оказанные услуги, однако
счет может быть и не оплачен. Поэтому получается, что на бумаге прибыль
есть, а в реальности нет.
- И управляющие компании работают себе в убыток?
- Нет, конечно, это коммерческие организации, которые имеют право на
получение определенного дохода от своей деятельности. Те тарифы, которые
сейчас действуют, позволяют управляющим компаниям покрывать расходы и
немного вкладываться в развитие, двигаться вперед.
От автора.
Передав в свое время управление жилфондом и предоставление
коммунальных услуг в частные руки, государство преследовало вполне
определенную цель и понятные интересы. Неповоротливая махина ЖКХ,
оставшаяся практически без присмотра в постперестроечные годы, требовала
финансовых вливаний и жесткого контроля. Полистав газеты
четырех-пятилетней давности, поискав соответствующую информацию в
Интернете, можно найти сотни, если не тысячи, ура-патриотичных статей на
тему передачи ЖКХ в частные руки.
Суть этих статей сводилась в основном к описанию ужасов коммунальной
действительности и поиску виноватых. Вот начало типичной заметки тех
лет: «Типичный подъезд жилого дома. Деревянная облупившаяся дверь.
Сломанный кодовый замок. Лампочки горят, в лучшем случае, на первом и
последнем этажах, исписанные стены. Под лестницей мирно посапывает лицо
без определенного места жительства. Страшно? А то! Но, к сожалению, для
многих российских городов это привычный пейзаж.
Уровень сервиса - соответствующий. Сантехник явится не раньше, чем
через сутки. Электрик придет «как только, так сразу». После этого уже
никто не удивляется ни упитанным крысам в подвалах, ни ржаво-оранжевым
потекам на стенах, ни выбитым стеклам. Очевидно: проблема не в
конкретных сантехниках и электриках. Все дело в структуре и логике
существования нынешней российской системы ЖКХ. Основная причина,
конечно, в засилье на рынке управления жилой недвижимостью муниципальных
дирекций единого заказчика и жилищно-эксплуатационных контор. Налицо
пережитки плановой экономики».
Разные по форме, но одинаковые по содержанию как близнецы-братья,
статьи призывали отказаться от муниципального управления ЖКХ.
И что изменилось за прошедшие четыре года? Разве что лицевые счета
собирателей коммунальных платежей и величины последних. Но никак не
облупившиеся стены и скорость прибытия сантехников.
Получилось... как всегда.
А каким был переход от муниципального к частному? Достаточно
вспомнить кампанию-2001 по реконструкции и модернизации котельных.
«Холодная зима»-2001 пережита и забыта, а вот наследство в виде
12-месячной оплаты за отопление по резко увеличившемуся тарифу осталось.
Или выбор управляющих компаний, выбор фактически без выбора, когда
жителям предлагали заключить некий договор, который мало кто видел и тем
более прочитал. «А поутру они, жильцы, проснулись» и обнаружили, что
дом отныне управляется некой УК. Даже адреса, по которым ныне
расположены ЖЭУ, остались прежними, да и большинство управляющего и
прочего персонала - тоже.
При этом, по данным ЕРКЦ, процент собираемости платежей вот уже
несколько лет остается стабильным - 92-94% из примерно 100 тысяч лицевых
счетов. То есть не оплачивают коммунальные платежи около 6-8 тысяч
квартиросъемщиков. Но в действительности не имеют возможности платить,
по данным ЕРКЦ, лишь 20% от 6-8 тысяч. Другими словами, в нашем городе
менее 2 тысяч человек, скажем так, «мало зарабатывают» и не имеют
материальной возможности заплатить за квартиру ни в рассрочку, ни по
факту получения платежки. Что ж, остается только радоваться
благосостоянию населения нашего богатого города.
Сравнивать коммунальные тарифы Дзержинска с другими городами вообще
страшно - уж слишком велика подчас оказывается разница.
И разговор о ЖКХ Дзержинска далеко не закончен. Мы обязательно
попробуем частным порядком и установить общедомовой счетчик, и получить
на руки договор с управляющей компанией, и оформить субсидию на оплату
коммунальных услуг. Заставить управляющие и прочие компании работать не
могут ни царь, ни Бог, ни карательные органы. Только сами собственники
квартир, то есть обычные горожане. Поэтому давайте объединяться, в этом
наша сила.
|