Обременительный для городской казны понижающий коэффициент 0,02, применяемый при аренде муниципального имущества управляющими компаниями и некоторыми предприятиями ЖКХ, наконец-то отменен. Однако новая оказия – у жилищно-коммунальных организаций, лишенных поблажки, появился повод поднять тарифы для населения.
Осущественном повышении тарифов в свете отмены арендных послаблений заявили две организации: ООО «Ремондис» и ООО «Нижегородтеплогазкомплект». Именно они оказались в центре внимания депутатов Городской думы.
Так, на заседании профильного комитета говорилось о том, что в случае, если мусоровывозящая компания «Ремондис» лишится арендных льгот, то она не продержится и двух месяцев. Чтобы ей выжить, тариф на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должен вырасти до 42 процентов (!).
«Бедная овечка» – та самая мусоровывозящая компания «Ремондис», которая сегодня фактически является монополистом в этой сфере жилищных услуг (не считая еще одной маленькой организации, занимающейся вывозом ТБО). А если нет конкуренции – той самой щуки, при которой карась не дремлет, то, следовательно, можно расслабиться. Например, не строить обещанное мусороперерабатывающее предприятие, которое могло бы приносить определенный доход «Ремондису», не особо преуспевать в раздельном сборе мусора, сулившего прибыль.
Депутаты и на заседании комитета, и на пленарном заседании пеняли руководству компании «Ремондис» на излишние расходы. Так, это некрупное в общем-то предприятие, имея льготы на аренду, могло себе позволить содержать несколько зданий (одно из которых трехэтажное), а это значит – тратить немалые деньги на жилищно-коммунальные услуги. Впрочем, отчего ж не пожить по-человечески, если трактора «Ремондис» арендовал всего за триста рублей в месяц. Правда, были еще и лизинговые платежи – 2 миллиона 96 тысяч в год, но, видимо, они не сильно докучали, если предприятие не спешило минимизировать излишние расходы.
Между тем, как заметил депутат и предприниматель Александр Корименко, все компании формируют свой тариф по принципу: затраты плюс определенный процент прибыли. По его мнению, чтобы убедиться, насколько коэффициент 0,02 влияет на стоимость конечных тарифов, надо проводить аудиторскую проверку этих компаний, в частности, их затрат. «Я слышал, что многие частные организации работают «на грани рентабельности» или себе в убыток, но никто не будет работать в ущерб себе», – заметил Александр Корименко. Другие депутаты на пленарном заседании предлагали также проверку контрольно-счетной палаты Городской думы. Народные избранники говорили и о том, что неплохо было бы создать конкуренцию «Ремондису». Возможно, дескать, найдется такая компания, которая станет вывозить мусор по существующим ныне тарифам.
К слову, прежде чем поднимать тарифы на вывоз мусора, необходимо установить контроль за его вывозом. Сегодня здесь сплошная неучтенка. До сих пор мало кто из управляющих компаний отслеживает объемы вывозимых твердых бытовых отходов. Между тем в контейнеры, как известно, зачастую мусор складывают не только жители, но и ближайшие магазины, с которыми должны заключаться отдельные договоры по более высоким тарифам. Бывший мэр Портнов в свое время говорил о непрозрачности этих документов, а именно о том, что мусоровывозящие компании скрывают данные по юридическим лицам, заключившим с ними договоры, а это значит, или их вообще нет, или они фиктивные. Но если куча общая и ее вывоз никем не контролируется, то магазинный мусор вполне можно вывезти за счет жителей.
Вторая организация, которой требуется поднять тарифы до 22 процентов, чтобы компенсировать убытки, возникшие с отменой льгот на аренду, – это ООО «Нижегородтеплогазкомплект». А так как их нельзя настолько повысить в связи с тем, что предельный индекс повышения тарифов составляет только 15 процентов, убытки предприятия повисают в воздухе. То есть из-за нехватки средств газовые котельные вообще могут приостановить свою работу, без тепла останутся больницы и детские сады, а также жилые дома в поселках.
На профильном комитете руководитель ООО «Нижегородтеплогазкомплект» Валерий Зырин говорил о сильной изношенности самих котельных и их оборудования, то есть, надо полагать, – о сложных производственных условиях.
Он отметил также, что в конкурсе на обслуживание этих котельных никто не хотел участвовать. И только одна организация взялась за это нелегкое дело. На пленарном заседании один из депутатов завел речь о том, что отопительный сезон может быть сорван, потому что, «если эта организация уйдет», заменить ее сразу не получится, так как понадобится много времени, чтобы провести конкурс, определить тариф для новой компании, которая к тому же должна получить лицензию на этот вид деятельности.
В общем, слуга народа призывал оставить предприятию ООО «Нижегородтеплогазкомплект» льготный коэффициент до окончания отопительного сезона. Но мэр Виктор Сопин был неумолим. Он пообещал, что никто без тепла не останется, даже если эта обслуживающая компания уйдет.
В таком случае имущество будет возвращено в муниципалитет, а персонал ООО «Нижегородтеплогазкомплект» будет переведен в одно из муниципальных предприятий.
Однако, как сказал депутат Олег Чесноков, отменить существующие условия в договорах на отопление (в которых было оговорено применение коэффициента 0,02) можно только через суд. А пока, как говорится, суд да дело – и отопительный сезон пройдет, то есть ныне действующее предприятие доработает в холода с льготой на аренду.
P.S. Меня, как обывателя, неизменно возмущает одно – никто не входит в положение жителей: смогут ли они найти дополнительные деньги за услуги ЖКХ? Тарифы поднимают, невзирая на наши кошельки. А население почему-то постоянно заставляют входить в положение БЕДСТВУЮЩИХ частных организаций. Господа, если у вас нет денег, уходите с рынка ЖКХ! Найдутся другие желающие