Дзержинск и Нижний: политики и неполитики
В октябре 2010 года в Нижнем Новгороде и Дзержинске сменились главы городов. При этом одновременность данных событий не чувствуется: впечатление такое, что в Дзержинске мэр сменился раньше и успел освоиться и предпринять ряд активных действий, а в Нижнем новый глава совсем недавно и еще не успел ни в чем разобраться.
Мэр Дзержинска Виктор Сопин воспринимается как полноценная политическая фигура, потому что позволяет себе политические высказывания и действия, потому что не пытается уклониться от ответственности, которая лежит на нем как на главе города. И хотя многие ожидали, что после выборов он встроится в систему и будет покорно заглядывать в глаза губернатору, Сопин продолжает демонстрировать наличие собственного мнения и готовности его отстаивать.
Он пошел вразрез с официальной линией «Единой России», выступив против отмены всенародных выборов глав местного самоуправления. Он обратил внимание на то, что норма фракционного голосования в Законодательном собрании противоречит присяге, указывающей, что никакие интересы (включая партийные) не должны быть для депутата выше интересов его избирателей. Позиция Сопина как главы Дзержинска против поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки в 68 метров – одна из наиболее аргументированных. Недавно Сопин поставил свою подпись под открытым письмом, направленным против очередного федерального тренда – введение новых нормативов образования, которые в перспективе существенно снизят степень образованности российского населения.
Решение добиваться 50-процентной поддержки «Единой России» в Дзержинске на выборах в Законодательное собрание – тоже свидетельствует о том, что Сопин не стремится уйти от ответственности. Легче было бы свалить все на предыдущего мэра и на поведение губернатора Шанцева, подорвавших в прошлую выборную кампанию авторитет партии власти в городе химиков, сказать, что приличных результатов в такой ситуации ждать не стоит. Но дзержинский мэр поступил по-другому: он пытается стать представителем «Единой России» «с человеческим лицом», выступая против федеральных инициатив, если сам лично считает их плохими, а не навязывая их избирателям под приправой вычурной риторики.
Виктор Сопин поступает как классический мэр старого образца, ориентируясь в первую очередь на интересы населения, а не на то, понравятся ли его действия областным и федеральным чиновникам и партийным функционерам. Чего не скажешь о мэре Нижнего Новгорода Олеге Сорокине, который предпочитает не делать ни политических заявлений, ни резонансных шагов, и все время оглядывается на губернатора и региональную верхушку «Единой России», благодаря которым ему и достался пост главы города.
Олег Сорокин с политической точки зрения обещает – в полном соответствии с прогнозом, данным экс-мэром Нижнего Новгорода Вадимом Булавиновым – стать вторым Карнилиным, то есть, сконцентрироваться на обеспечении функционирования городской думы и при этом особо не светится. Иван Карнилин, несколько сроков просидев в кресле спикера думы Нижнего Новгорода, политической фигурой считался только благодаря занимаемой должности. То же самое происходит сейчас с Олегом Сорокиным, и, возможно, этой стратегии он будет придерживаться все время своей работы на посту мэра-спикера думы.
Брать на себя ответственность за состояние города новый мэр Нижнего не склонен. Если что-то не так, то это вина предыдущего мэра, домоуправляющих компаний, наконец, самих жителей, которые не хотят по выходным бесплатно чистить снег вместо дворников и коммунальной техники… Находить виноватых – несложно, но функция мэра состоит в том, чтобы организовать жизнедеятельность в городе оптимальным образом. Эту функция вместе с возможностью сколотить на ней политический капитал Олег Сорокин с радостью делегировал наемному главе администрации Олегу Кондрашову, который тоже с ситуацией не справляется.
Отчасти разницу между Нижним и в Дзержинском можно объяснить разницей моделей управления: в Нижнем Новгороде мэр не выбирается населением, и потому население не оказывает ему особой поддержки. Олег Сорокин – это часть вертикали, и поэтому он проводит в муниципалитет федеральные и областные тренды, а не выступает с собственными инициативами. Он поддерживает вертикаль, и вертикаль поддерживает его. Жители тут ни при чем.
Сказывается и разница в «человеческом материале»: Олегу Сорокину либо глубоко безразлично, что с подачи федеральной власти дети будут выходить из школы неучами, либо он не смеет вякнуть против начальства, даже если оно творит беспредел. Он не ставил своей подписи на открытом письме. На совещании по вопросу поднятия уровня Чебоксарского водохранилища, проходившем в Нижнем Новгороде, Сорокина тоже никто не видел. Как и Кондрашова. Не их тема? (Впрочем, можно порадоваться тому, что «тандем» хотя бы пока не выступил с поддержкой таких инициатив и похвалами в адрес разработчиков – у нас ведь любят заискивать перед вышестоящими начальниками.)
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что Виктор Сопин имеет опыт управления городом, поскольку несколько лет назад он занимал пост мэра Дзержинска. У Сорокина и Кондрашова подобного опыта нет, и попытка применить здесь технологию управления бизнесом ни к чему хорошему не привела.