На
днях редакции городских СМИ получили протестное письмо – авторы его
возмущены строительством часовни на Свадебной площади
Вообще,
первое, что приходит в голову по прочтении письма, – это хрестоматийная
фраза про боржоми, которую поздно пить, если почки отказали. Едва ли
процесс строительства можно обратить вспять, когда не только решение
принято на бумаге, но уже поставлен забор и начались работы. Где были
«протестанты» буквально тремя неделями раньше?
Впрочем, утешением
опоздавшим может послужить предположение, что народное мнение в
принципе на любом этапе не было решающим фактором в этом вопросе.
Помните,
проводился же соцопрос по поводу места под строительство часовни –
большинство респондентов проголосовали тогда за Привокзальную площадь.
Однако заказчик, Михаил Сеславинский, отбросил этот выбор как сделанный
под влиянием эмоций – дескать, временное совпадение с подрывом «Невского
экспресса» довлело над гражданами.
Кто оказался в итоге
ответственным за принятое решение – мэр ли, московский ли гость, мы
теперь уже едва ли узнаем. Говорят, архитектора вдохновила Свадебная
площадь. И это можно понять, любой журналист подтвердит: чем
качественней текст, тем больше опасений, что найдутся желающие довести
его до совершенства. А маленький пятачок клумбы, обрамленный голубыми
елями и гордо именуемый площадью, действительно, хорош, можно сказать,
безупречен.
Еще бы – он был спроектирован в те времена, которые
не могли похвастаться духовностью, а вот профессионализм тогда был в
почете. Автор генерального плана застройки нашего города – профессор
архитектуры Алексей Федорович Кусакин. Как про него говорится в
Википедии, «в Дзержинске он решил одну из главных градостроительных
задач – формирование единого современного города из разрозненных
призаводских поселков». Кусакин – автор «городских ансамблей, которые
создали неповторимый архитектурный облик нашего города, наполнили его
духом торжественности и величия». Понятно, что приятно поработать в
соавторстве с мэтрами такой величины, пусть даже и с покойными ныне,
украсить изысканной розой уже испеченный ими торт.
Но понятен и
рефлекс возразить, воспротивиться изменению исторического облика центра
города, нарушению одного их тех ансамблей, о которых говорит открытая
энциклопедия. Ведь авторы письма в основном – молодые люди, студенты,
горячие сердца, которые остро чувствуют любую фальшь. Юный взорвется
петардой там, где человек взрослый и умудренный просто вздохнет:
«Нехорошо, конечно, что богатые гости по своему вкусу изменяют лицо
города, но ведь не пивнушку все-таки строят, а часовню, дело-то
благое…».
Вот даже сейчас представляю, как авторы письма
всплескивают руками, округляют глаза и кричат: «Да где же это благое,
когда произвол?!» Не шумите, дорогие, до адресата вы уже не докричались,
часовня будет построена. А что до взрослых и умудренных, то многие из
них и без вашего протеста понимают, какое это тонкое изуверство – под
благим предлогом пренебречь возражениями сотен людей, с набожным видом
кивать головами в адрес воспротивившихся: «Мракобесы! Богоборцы!»
И
самое страшное в этой ситуации, что такой вот безапелляционностью
архитектурных презентов дарители восстанавливают тех самых молодых и
горячих против православия, против Церкви, против Бога. Вы почитайте
высказывания на страничке в Интернете: «Часовня у ДКХ? Нет, спасибо!».
Хоть участники – а их более пятисот – и призывают друг друга быть
взвешенными и конструктивными, но периодически их прорывает, и вот тут
яростные претензии чиновникам и Сеславинскому перемежаются с выпадами в
адрес самой часовни, обещаниями надругаться над ней. И более виновны в
этом всплеске богохульства те, кто его спровоцировал.
Но, милые
протестующие, часовня-то тут при чем? Она сама в заложниках у ситуации.
Площадка перед ДКХ – это традиционное место проведения концертов – с
танцами и народными гуляньями. Не знаю, есть ли у часовни душа, но
почему-то больно до слез, когда представишь ее, воплощение молитвенного
сосредоточения, среди разгула житейского моря, в грохоте и
сквернословии. На что мы ее обрекаем, бедную?..
Православным ли
часовня нужна? Нам нужны храмы, и это миф, что в городе их много.
Повторю в сотый раз: две небольших церкви на территории храмового
комплекса не могут вместить молящихся в любой воскресный день – тесно,
очень тесно на службах. Не облегчили положение и две другие, совсем уж
крошечные церквушки – на Святом озере и на кладбище.
Но храмы
важно строить не только потому, что там совершается Евхаристия, таинства
исповеди и Причастия, – хотя это, безусловно, главное. Любой храм – это
еще и центр миссионерства. Литургия Иоанна Златоуста, которая вершится
под сводами церкви, – это золотые слова, нанизанные вне времени и
пространства, бездонный источник веселья сердечного, веры разумной.
Кроме того, в храме есть священник – образованный человек, который
сможет выслушать, посоветовать, направить, есть прихожане, способные
разрешить какие-то недоумения людей, забредших в церковь просто на
огонек лампадки.
Часовня же сиротой будет стоять. И просвещения в
ней едва ли будет больше, чем в ларьках с церковной утварью.
Часовня
на Руси всегда была как солдатик, непременно на посту: на погосте, у
источника, на пересечении дорог, в чистом поле. Час за часом теплилась в
ней разумная молитва об упокоении, о благополучии в пути, об изобилии
плодов земных. Молитва людей, которые с Церковью составляли единое
существо. Часовенки подспорьем служили для молитвенников – от храма до
храма, от службы до службы, от утренней молитвы до вечерней помогали
хранить огоньки веры тем, кто к этому стремился.
Сегодня могла
бы часовня послужить в том месте, которое бередит душу человеческую,
вызывает искренний вздох: на кладбище, на площади Героев. У вокзала,
перед дальней дорогой самый безнадежный атеист нечаянную молитву
сотворит. Какая миссия может быть у часовни на Свадебной площади? Те,
кто молитвенно к таинству брака относится, венчаться пойдут, а в часовне
венчания не отслужишь. Свечки поставить и сфотографироваться? Страшно
видеть, как распространяется декоративный, облегченный, выхолощенный
образ православия…
И архангел Михаил, которому будет посвящен этот маленький храм без
алтаря, хоть и делит имя с Сеславинским, но обращения людские слышит.
Хотя
сегодня горечи сердце полно. И перед Кусакиным так стыдно…