Бюджетная «кройка и шитье» белыми нитками
Внесение изменений в городской бюджет – процесс сам по себе нормальный, главный финансовый документ, по которому живет город в течение года, не застывшая догма, поэтому с течением времени могут меняться и доходы от поступлений в казну, и запланированные ранее расходы. Гораздо хуже, если не выполняются обещания, данные властью, особенно исполнительной. Еще хуже, если эти обещания касались улучшения качества жизни горожан, например, благоустройства дворовых территорий, которое многие дзержинцы называют проблемой номер 1. В Дзержинске, похоже, о решении этой проблемы пока придется забыть.
Все дело в том, что при принятии бюджета на 2011 год глава города Виктор Сопин обещал депутатам Городской думы, рассматривавшим проект бюджета, увеличение его доходной части на 120 миллионов рублей в самое ближайшее время (а дело было перед Новым годом) и пополнение казны в дальнейшем еще на 200 миллионов целковых. Значительная часть депутатов согласилась с принятием, как обычно, дефицитного бюджета при условии, что часть расходов от обещанных поступлений будет направлена на программу по благоустройству, в том числе на асфальтировку дворовых территорий. Изначально речь шла о 50 миллионах рублей - сумме, которую потратила прежняя администрация на эти же цели в прошлом году. Звучала даже цифра в 100 миллионов, но, похоже, ни та, ни другая так и не будут потрачены на это благое для горожан дело. Обещанного мэром увеличения бюджета на сумму в общей сложности более 300 миллионов рублей не предвидится.
Зато департамент финансов предложил на суд депутатов Городской думы проект по внесению изменений в бюджет, в котором фигурирует строка о создании резервного фонда администрации в размере ни много, ни мало 77 миллионов 290 тысяч рублей. На какие цели предполагается потратить эти немалые средства, не известно.
Увеличение доходов бюджета, запланированное администрацией в ближайшее время, составляет порядка 130 миллионов рублей, 40 миллионов из которых это субсидии и трансферты из области. Но львиная доля их, заметьте, будет направлена в некий резервный фонд, а речи о расходовании средств на благоустройство дворов вообще не идет.
Есть, конечно, намерение потратить 3 миллиона рублей на предоставление льгот по оплате проезда, например, в Дубки, или направить 3,5 и 1,2 миллиона соответственно для управления образования и культуры на проведение противопожарных мероприятий. Но гораздо больше - по разным данным, от 6 до 9 миллионов рублей – планируется израсходовать на финансирование исполнительных листов по выплате компенсаций уволенных чиновников из прежней команды мэра Портнова. Не слишком ли дорого обходится казне неприязнь нового мэра к старому?
Важный пункт в бюджетной росписи как по доходам, так, соответственно, и по расходам - это поступления от программы приватизации муниципального имущества. Она, по версии департамента финансов, должна увеличиться вдвое – с 80 миллионов еще на 79,5 миллионов рублей и достичь суммы в 159 миллионов «деревянных». Но странным образом увеличение доходов от приватизации не учитывает стоимость запланированного к продаже центрального рынка. Его в свое время, еще до начала кризиса в 2008 году, муниципалитет собирался продать почти за четверть миллиарда рублей. Теперь же продажная цена самого крупного из оставшихся в городе объектов муниципальной собственности упала всего до 109 миллионов запланированных от сделки рублей. Опять неувязочка получается - даже если рынок отдать за эту цену, почему доходы от приватизации увеличиваются всего на 79,5 миллионов рублей? Внятного ответа на этот вопрос руководство департамента финансов депутатам, принимавшим новый прогнозный план приватизации, дать не смогло.
Впрочем, и сам факт продажи центрального рынка по столь сходной цене вызвал немало споров и возражений у депутатов. Многие из них предлагали исключить этот прибыльный объект из плана приватизации. Дело в том, что его рыночная стоимость, по мнению народных избранников, значительно выше, чем та, за какую его хочет продать администрация. Но и это еще не все. Во-первых, это практически единственная крупная площадка для торговли именно местных предпринимателей и сельхозпроизводителей, и вряд ли новые владельцы рынка будут лоббировать и дальше их интересы. А во-вторых, рынок, даже придя в упадок после сдачи его в аренду москвичам, продолжает приносить стабильный доход городу. В прошлом году, например, рынок пополнил местную казну на 47 миллионов рублей: 23 миллиона, собственно, от самого права аренда, разыгранного на аукционе, и еще 24 миллиона рублей - от ежемесячных платежей за эту самую аренду.
Но еще больше волновала некоторых депутатов судьба денежных средств, вырученных от возможной продажи рынка. Когда в 2008 года администрация Портнова предлагала реализовать этот объект муниципальной собственности, то на дополнительные доходы от его продажи она собиралась осуществить проект по замене 1-го трамвайного маршрута на троллейбусный, как это было сделано в свое время с трамвайной «тройкой». Это позволило бы значительно разгрузить транспортные артерии Дзержинска, совершенно очевидно не справляющиеся со все возрастающим числом автомобилей.
Но администрация Сопина никаких внятных стратегических планов развития города, за исключением сомнительного проекта по созданию кластера, пока не предлагает. И депутаты справедливо опасаются, что деньги от продажи практически последнего в Дзржинске крупного объекта муниципальной собственности – центрального рынка, просто распылятся и проедятся. Потому как, напомним, речи о том, чтобы направить их на решение проблем по благоустройству дворов или решения перезревшего транспортного вопроса, не идет