Торговать не запретишь
До 2010 года в Дзержинске откроется еще как минимум девять многофункциональных торговых комплексов.
Последние год-два в Дзержинске как грибы после дождя появляются торговые центры. На сегодняшний момент их уже одиннадцать, что для нашего провинциального города, согласитесь, немало. Прибавьте к этому еще двадцать восемь крупных магазинов, открытых семью сетевыми компаниями, чей удельный вес в городском товарообороте составляет около двадцати двух процентов. Но и это, как выяснилось, еще не предел. В городском управлении поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг корреспонденту «Репортера» сообщили, что до 2010 года у нас предполагается открытие еще как минимум девяти многофункциональных торговых комплексов общей площадью почти 55 тысяч квадратных метров. По нашей информации, присматривается к дзержинскому рынку транснациональная компания «Ашан».
Наши читатели регулярно обращаются в газету с вопросами: зачем небогатому Дзержинску так много магазинов? По мнению некоторых горожан, засилье торговых точек не лучшим образом отражается на психике человека, который живет среди изобилия, а купить мало что может. А еще дзержинцы удивляются: неужели на всех продавцов у нас хватает покупателей?
Примечательно, что похожие сомнения стали появляться и у некоторых специалистов. Не так давно несколько экспертов через СМИ предупредили руководителей известной торговой сети «Ташир», намеренных инвестировать несколько миллионов рублей в строительство на проспекте Циолковского торгово-развлекательного центра площадью 25 тысяч квадратных метров, – в небольшом городе, где уже есть несколько аналогичных заведений, проект быстро не окупится. По мнению доброжелателей, подобные комплексы сейчас целесообразней строить в Заволжье, например, в Выксе или на Бору, где уровень доходов населения выше, чем в столице химии.
Действительно, в Дзержинске практически в полтора раза превышен существующий в России социальный норматив – 379 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей. Однако на сегодняшний день этот стандарт весьма условен, ведь разработан он был еще Государственным плановым комитетом в 1990 году, то есть на исходе советской эпохи. Но в связи с тем, что ничего нового у нас пока не придумано, статистам приходится брать за основу морально устаревшие ориентиры.
А вот до стран развитого капитализма нам, как выяснилось, еще далеко даже в сфере торговли. Как отметила заместитель начальника управления поддержки предпринимательства Валерия Воронина, в некоторых странах Европы оптимальными для населения считаются такие цифры: 1000 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей. (Как отмечают эксперты, по количеству магазинов на душу населения от западных стандартов пока отстают даже российские мегаполисы, включая столицу.)
Однако сравнивать бедную российскую провинцию с сытым Западом тоже, как нам кажется, не совсем корректно: покупательская способность населения не та. Так что, судя по всему, нашим торговцам не остается ничего другого, как действовать методом проб и ошибок, а специалистам администрации уповать на рынок, который сам все отрегулирует.
Дзержинск перспективнее Бора
Вообще, так называемые ритейлерские компании (специализирующиеся на розничной торговле) в России стремительно развиваются. По данным аналитической компании «INFOLine», выручка 25 крупнейших игроков этого рынка в 2007 году возросла более чем на 46%, а торговые площади – на 36%.
Крупные сетевики пытаются завоевать провинциальный рынок, несмотря на то, что, по мнению экспертов, еще не до конца насыщен товарами рынок московский. «Продовольственный» бизнес устремился сначала в крупные региональные центры, а затем и в относительно небольшие города. Аналитики объясняют экспансию тем, что в Первопрестольной наблюдается дефицит торговых площадей. Кроме того, во всех областях потребительского рынка время безграничного роста скоро закончится, конкуренция станет более жёсткой. Поэтому российским и западным сетям нужно завоевать свою нишу и за пределами Москвы. «У компаний своя логика развития: они освоили мегаполисы, затем города-миллионники, им нужно двигаться дальше, – рассуждает Валерия Воронина. – Хотя предел у этого движения, конечно, есть. Например, в Володарском районе «Ашан» и ему подобные компании вряд ли когда-нибудь появятся».
А чем привлекателен Дзержинск для торговых компаний по сравнению с другими районами области? «Прежде чем вкладывать деньги, рынок того или иного города изучается. Сравнение Дзержинска с городами Заволжья мне кажется совершенно некорректным. Возможно, там, действительно, средний уровень зарплат выше, но емкость-то рынка все равно меньше по той простой причине, что малочисленней население, – удивился нашему вопросу представитель одной из сетевых компаний, работающих на местном рынке, пожелавший остаться неназванным. – Да и менталитет населения там другой. Все же Дзержинск – хоть и не очень большой, но классический город. А многие города Заволжья больше похожи на поселки, в которых преобладает частный сектор. Приживутся ли там сетевые компании, большие торгово-развлекательные центры?». На вопрос корреспондента «Репортера»: «Насколько выгоден торговый бизнес в нашем городе?» – молодой человек ответил уклончиво: «Если магазины открываются, значит, этот бизнес пока выгоден, так ведь?».
Хотя в этом деле, как показывает практика, многое зависит от места расположения торгового дома. Например, в торговом центре на одном пятачке их работает сразу несколько. Видимо, пока небезуспешно. Но аналогичное заведение на улице Буденного, которое открыл один известный в городе бизнесмен, его ожиданий не оправдало.
Торговец ничем не рискует
По мнению Валерии Ворониной, перспективы развития и у торгово-развлекательных центров, и у чисто торговых компаний, как иногородних, так и местных, в нашем городе пока не исчерпаны. Однако никто не отрицает, что они небезграничны. И не исключено, что в будущем некоторые из работающих сейчас или только строящихся крупных магазинов будут вынуждены перепрофилироваться.
На общероссийском уровне одни «сети» уже вытесняют другие, и до Дзержинска доходят отголоски этой конкурентной борьбы. Например, компания «X5 Retail Group», владеющая магазинами «Перекресток» и «Пятерочка», выкупила сеть магазинов «Карусель». Так что новый гипермаркет, не успев открыться в нашем городе, сменит вывеску.
Но даже если магазин и не принес его владельцам ожидаемого дохода, они внакладе не останутся. Ведь построить, раскрутить и продать торговую точку – это тоже своего рода бизнес.
Хозяева торговых домов или торгово-развлекательных центров тоже мало чем рискуют. «На сегодняшний день розничная торговля приносит наибольшую выручку. Если завтра ситуация изменится, всегда есть возможность перепрофилировать заведение, например, в мультисервис, где есть и ремонт обуви, и прачечная, и химчистка, и так далее. Они сейчас очень популярны у москвичей. Как показывает практика, через два-три года столичная мода доходит до нас, – констатирует Валерия Воронина. – Можно открыть на освободившихся площадях предприятия общественного питания, которых у нас в городе не хватает даже по советским нормативам. В конце концов, помещения всегда можно сдать под офисы».
Не исключено, что в будущем часть торговцев переориентируется с продажи продуктов на продажу промышленных товаров. Этот рынок у нас в городе пусть не бурными темпами, но развивается. Как отмечают сотрудники городского управления поддержки предпринимательства, если раньше на проспекте Циолковского открывались в основном продуктовые магазины, то затем их вытеснили торговые точки по продаже одежды, обуви. А значит, есть перспективы появления промтоварных магазинов самообслуживания.
Да и покупателю широкий «ассортимент» магазинов, думается, пойдет на пользу, так как предоставит возможность выбора. А выживет на этом рынке сильнейший предприниматель – тот, который предложит потребителю наиболее качественную услугу, а с развитием цивилизованных рыночных отношений, будем надеяться, – и более дешевую.
|