Почему состояние наших дорог оставляет желать лучшего?
Общеизвестное выражение классика о том, что в России две беды, – дураки и дороги, за прошедшие века не только не потеряло своей актуальности, но, пожалуй, стало еще более злободневным, чем прежде. Для современного автомобиля колдобины куда опасней, чем для деревянной повозки. Особенно страдают от несовершенства дорожного покрытия капризные иномарки, создатели которых, вероятно, не могли и представить, в каких условиях будут эксплуатироваться их творения. Но терпят убытки «на дорогах» не только автовладельцы, но и все граждане России, экономика государства. Как уверяют эксперты, скорость грузоперевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. Из-за чего, по признанию вице-премьера Сергея Иванова, в год страна теряет около 1,8 триллиона рублей, увеличивается себестоимость товаров, а значит, и конечная стоимость. Около двух миллионов граждан России не имеют доступа к асфальтированным автотрассам. Нормативам соответствуют только 40% российских дорог.
Так почему же наша страна безнадежно отстала от цивилизованного мира в деле строительства «путей сообщения», и есть ли надежда выбраться из «дорожной ямы»?
Как известно, российские трассы делятся на несколько категорий: федеральные, региональные и городские магистрали, строительство и ремонт которых финансируются из соответствующих бюджетов. Более-менее объяснимы причины «дорожных проблем» городов: казна многих российских муниципалитетов, особенно небольших, скудна, а строительство дорог – хоть и важная, но все же не первостепенная задача власти, поэтому сфера благоустройства пока еще нередко финансируется по остаточному принципу. И трудно возразить начальнику дзержинского управления дорожного строительства Хусаину Сабитову, который считает сравнение российской глубинки с зажиточным зарубежьем некорректным.
Недостаток средств не позволяет дзержинским дорожникам применять на практике современные технологии, которые повсеместно используются на Западе и гарантируют исправную службу трассы в течение приблизительно пятнадцати лет (для сравнения: «срок годности» большинства городских дорог сейчас не превышает пяти лет, а совсем недавно составлял всего три года). Однако стоимость сооружения «технологичной» трассы, по словам начальника управления, раз в пятьдесят дороже сделанной по старинке. «Нам бы, конечно, очень хотелось закупать современные материалы, в частности, – пластификатор, который делает асфальт очень прочным, но тогда за десять лет мы смогли бы отремонтировать только две дороги, а по остальным трудно было бы проехать даже на тракторе», – рассуждает Хусаин Сабитов.
В Дзержинске новейшие технологии дорожного строительства применялись лишь однажды – при недавнем ремонте «кольца», замыкающего проспект Циолковского. В связи с тем, что эта магистраль находится «в областном ведении», деньги на реконструкцию были выделены из регионального дорожного фонда. Городские власти надеются на то, что за счет областного бюджета в ближайшем будущем с использованием пластификатора будет отремонтирован весь проспект.
В городе практически никогда не соблюдалась важная «заповедь» дорожника: ремонтировать дорогу, не дожидаясь, когда она начнет разваливаться. В той же Западной Европе старое покрытие «срезают» и кладут заново – сразу, как истекает гарантийный срок его службы, даже в том случае, если на нем еще не успели проявиться какие-то изъяны. В последнее десятилетие наши нынешние дороги, по признанию Хусаина Сабитова, как правило, служат по два-три гарантийных срока.
А в восьмидесятых годах прошлого века во время последней «волны» жилищного строительства имели место грубые нарушения «технологического процесса». Дабы не задерживать скорейшую сдачу домов в эксплуатацию, внутридворовые проезды сооружались по крайне упрощенной «схеме», в результате «дорожный пирог», который должен составлять не менее семидесяти сантиметров, зачастую не превышал и десяти.
«Дорожную» ситуацию усугубило и то обстоятельство, что в течение трехлетнего пребывания у власти Владимира Бриккера, как уверяют сотрудники управления, ни проезжие части, ни дворы в Дзержинске практически не ремонтировались.
Есть ли выход из сложившегося положения? Как объяснили специалисты-строители, если не сбавлять темп «дорожных» работ, который был взят в городе два года назад, то лет через пять можно будет перейти от аварийных ремонтов к плановым, позволить себе роскошь использования современных технологий и материалов.
Многие наши читатели уверены: состояние городских дорог было бы лучше, если бы деньги не тратились на латание дыр, а направлялись только на полноценный ремонт.
И действительно, каждую весну на проезжую часть выходят рабочие, чтобы «скрепить» поврежденный асфальт «заплатами», от которых не остается и следа через несколько месяцев. «Ямочный ремонт – вынужденная мера. Нам очень жалко тратить на него деньги, но другого выхода пока нет: не хватает финансовых ресурсов, чтобы полностью, основательно отремонтировать все нуждающиеся в этом дороги, – объясняет свою позицию Хусаин Сабитов. – Однако постепенно мы снижаем объемы ямочного ремонта. Так, в этом году на него предусмотрено только три миллиона рублей, а на капитальный – около 260 миллионов».
А вот по какой причине далеки от совершенства федеральные трассы – неразрешимая загадка, причем не только для простых автовладельцев, но, судя по всему, и для руководства страны. Некоторое время назад уже упомянутый нами Сергей Иванов публично заявил, что в год на строительство федеральных дорог средств выделяется больше, чем на оборону страны. «У нас сколько денег ни дай, все – как в черную дыру», – констатировал высокопоставленный чиновник.
Ему вторят сотрудники дзержинского управления дорожного строительства. По их словам, в конце девяностых годов, когда «расценки» еще не были коммерческой тайной, на ремонт одного квадратного метра трассы Москва – Нижний Новгород выделялось около 300 долларов. Для сравнения: на ремонт аналогичной площади муниципальной дороги тратилось всего шесть долларов. Муниципальные дорожники шутили, что трасса должна быть вечной.
Эксперты называют как объективные, так и субъективные причины того, почему денежные за-траты «не окупаются» отличным состоянием дорог. К первым, например, причисляется суровый российский климат с перепадами температур: земля то замерзает, то оттаивает, а значит, сужается и расширяется, из-за чего асфальт трескается. В числе вторых чаще всего указываются отсутствие квалифицированных специалистов и, конечно же, воровство.
Примечательно, что способы «прихватизации» дорожных денег не являются секретом даже для сотрудников средств массовой информации. Так, некоторое время назад «технология воровства» была обнародована в «Аргументах и фактах». Вот один из способов, который журналисты окрестили «Мистика»: подрядчик регистрирует несколько фирм-субподрядчиков, существующих только на бумаге, которые «выполняют» часть работ по повышенным расценкам. Как пишет «АиФ», именно таким образом один из прорабов, работавших на строительстве московской кольцевой автодороги (МКАД), в отношении которого сейчас ведется следствие, «вывел из-под строительства» 700 000 долларов.
Думается, уместно вспомнить еще один скандал, связанный со строительством МКАД. После сдачи автотрассы в эксплуатацию выяснилось, что в реальности она на двадцать сантиметров уже, чем «по документам». Между тем эти отсутствующие сантиметры «стоят» миллионы рублей. Если такие ЧП случаются в нескольких километрах от Кремля, несложно представить, какие нарушения имеют место быть при строительстве дорог на периферии государства.
Увы, уповать на изменение климата или искоренение воровства не приходится. В этой связи хочется напомнить автовладельцам, что они вправе рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного машине ухабистой дорогой. Чтобы доказать свою правоту, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые составят протокол, затем обратиться к независимому оценщику, который определит сумму ущерба, после чего подать иск в суд на обслуживающую организацию.
Жалко, что не с кого спросить за убытки, которые терпит из-за плохих дорог экономика страны.
Эх, дзержинская дорога…
Прежде чем приниматься за статью, касающуюся состояния дорог, корреспонденты «Репортера» решили более внимательно присмотреться к дзержинским магистралям, для чего вызвали такси и совершили собственный «дорожный объезд».
Небезынтересно нам было узнать мнение по этой теме водителя – человека, который большую часть суток проводит «за баранкой».
Для начала таксист Сергей Александрович решил прокатить нас по одной из лучших проезжих частей города – новой дороге на проспекте Ленинского комсомола, которая появилась на карте нашего города только в прошлом году. Ездить по этой магистрали – одно удовольствие. Ровная асфальтовая лента пока не имеет никаких изъянов, машина тормозит исключительно перед светофором, а не перед ямами, как часто бывает на других трассах. «Новые дороги, конечно, сделаны добротно, ничего не скажешь, – поделился впечатлениями Сергей Александрович. – Пять гарантийных лет, думаю, она легко прослужит – качество хорошее и нагрузки невелики, тяжелый транспорт по ней не ездит. А вот многие старые дороги – просто ужас». Чтобы не быть голословным, водитель свернул на улицу Самохвалова. Дорожные «пороки» были столь очевидны, что их не обязательно было рассматривать. Они явно ощущались: машину трясло, слегка подбрасывало, железо стучало и скрежетало. «Разве это дорога, разве по ней можно ездить? – возмущался таксист. – Все нормальные водители стараются объезжать ее стороной.
Но, к сожалению, объехать можно далеко не все отслужившие свой срок магистрали, особенно центральные. Далее наш маршрут пролегал по улице Грибоедова. Водитель не отрывал взгляд от проезжей части, чтобы не угодить в выбоины, коих там образовалось множество. «Эта дорога вся такая, а ведь она одна из самых оживленных в городе!» – едва сдерживал бранные слова наш собеседник. По краям колдобин виднелись полоски гудрона, вероятно, ямы будут в ближайшее время «латать». «Что толку их заделывать? Какой смысл в этих заплатах? Сделали бы один раз нормальный ремонт, и проблем бы не было», – рассказал о своем видении решения проблемы Сергей Александрович.
Закончили свой путь мы на другой новой дороге, пролегающей по улице Терешковой. Ее состояние таксист оценил тоже высоко. Однако, с нашей точки зрения, эта магистраль все же несколько уступает по качеству дороге на проспекте Ленинского комсомола. Во всяком случае, мы усмотрели на ней одну небольшую ямку, которая со временем может превратиться в большую выбоину.
|