Виктор Портнов: Мы наводим в социальной сфере элементарный порядок
Если о предыдущих преобразованиях в социальной сфере города
горожане и СМИ узнали от градоначальников, то в этот раз новость о еще
одной волне реформ в этом блоке исходила из других источников.
Руководители учреждений социальной сети, депутаты Городской думы и
Законодательного собрания области - именно от них пресса узнала, что
ветер перемен снова подул в социальном направлении. История получилась
довольно скандальной, с созданием специальной депутатской комиссии,
призванной разобраться во всех ее перипетиях.
А что же исполнительная власть? Все это время первые лица
города на вновь обострившуюся тему не высказывались. И наше интервью с
мэром Дзержинска Виктором Портновым - попытка узнать официальную точку
зрения на последние события в городской социальной сфере. Вообще же
разговор получился фронтальным - прошлись почти по всем фронтам
социалки.
- Виктор Валентинович, как вы относитесь к тому, что
пишет пресса о нынешней социальной реформе?
- Сегодня много «специалистов» по социальным вопросам. Но есть
действительно специалисты с большим опытом работы в этой сфере. И говоря
о ней, надо понимать, что время нам досталось и хорошее, и не очень.
Все-таки за последние годы действующая администрация сделала очень
много. А непростая ситуация в социальной сфере сегодня потому, что она
долгие годы находилась, по сути дела, в законсервированном состоянии. И
сколько было школ, детсадов, клубов в советские времена, столько мы и
получили в наследство. Просто жизнь тогда не требовала реформ, такой
задачи никто не ставил. Мы же попали в эпоху перемен. И надо с этим
как-то жить.
Для того чтобы успешно содержать ту социальную сеть, которая есть
сегодня, городу необходимо около 4 миллиардов рублей. Бюджет же 2008
года был 2 миллиарда 600 миллионов рублей. В этом году - 2 миллиарда
400 миллионов. Эта разница в 200 миллионов кажется большой, но беда в
том, что это далеко не вся сумма, которую мы потеряли. Сумев перейти с 1
апреля прошлого года на подушевое финансирование, муниципалитет взял на
себя дополнительные расходы на зарплату, увеличившуюся у разных
категорий бюджетников от 25 до 40 процентов. А это около 150 миллионов.
Плюс тарифы на ЖКХ, которые тоже выросли за эти два года. Это еще под
100 миллионов рублей. Вот и получилась в 2010 году в бюджете «дыра»
около 500 миллионов рублей.
За предыдущие три года нам удалось наладить жизнь в городе. И если бы
не кризис, мы и сейчас жили бы припеваючи. Вспомните, мы ведь в
последние годы каждые 3 месяца подсчитывали дополнительные доходы и
направляли их либо в социальную сферу, либо на благоустройство. Но надо
уметь жить и в тяжелых условиях.
- Как в этом году наполняется бюджет?
- В январе и феврале мы выполнили план по доходам, и в марте идем
более или менее в графике. Это говорит о том, что те социальные
обязательства, которые мы на себя взяли в этом году, скорее всего, нам
удастся выполнить. Но это вовсе не значит, что мы должны брать на себя
дополнительные обязательства.
Вот, к примеру, клуб патриотического воспитания «Отечество». Из трех
помещений, которое он занимал, одно требует серьезного ремонта. Денег
на это у города нет, поэтому клуб освободил помещение на улице Попова. Я
беседовал с руководством «Отечества», и оно со мной согласилось, что
клуб патриотического воспитания должен работать в школах. Это решение
выгодно всем - муниципалитет избежит ненужных затрат, школы не будут
пустовать, а воспитанники клуба будут заниматься в хороших условиях. Да
еще своим примером привлекать в кадетские ряды других школьников.
- А что будет с помещением, которое освободилось на улице
Попова?
- Мы его выставим на торги.
- Как могут школам помочь новоселы из «Отечества»?
- В условиях подушевого финансирования богаче та школа, в которой
учится больше детей. И если она полностью укомплектована, средняя
зарплата учителей достигает 14 тысяч рублей. Как, скажем, в 7-й школе.
- Но позвольте, педагоги всех школ жалуются, что с
нового года у них сократилась зарплата...
- Она не сократилась у них ни на копейку. Учителям, правда, сейчас
задерживают федеральные выплаты за классное руководство. Но мы имеем
заверение, что эти деньги, в конце концов, придут. Здесь надо немножко
подождать.
Возможно, речь идет о стимулирующих выплатах учителям, которые
начисляются по результатам работы. Может быть, и произошло их
сокращение. Но здесь все отдано на откуп директорам школ. Городская
администрация никоим образом не вмешивается в этот процесс.
- На протяжении последних трех лет закрывались и
реорганизовывались школы. Какие планы на этот год?
- В 2010 году не планируется закрытия школ. Но мы, если бы
представилась такая возможность, переселили бы 5, 10 и 2 школы в другие
здания. Было бы здорово построить новую современную школу, но на
сегодняшний день такой задачи у нас не стоит. А вот новый детский сад на
улице Попова мы все-таки надеемся подарить городу. Уже готов проект, он
прошел госэкспертизу, и теперь ждет финансирования. Он будет строится
на средства либо областного, либо городского бюджета. Но это дело не
нынешнего года.
- Когда сокращают расходы, есть риск ужаться до
нежизнеспособного состояния...
- Наши оппоненты часто попрекают нас тем, что даже в самые тяжелые
времена социальную сферу не сокращали. Но причиной нынешних реформ стал
не только дефицит бюджетных средств, но и желание поднять муниципальные
услуги на качественно новый уровень. Возьмем, к примеру, библиотеки.
Количество посещений неуклонно падает. И не только потому, что теперь
все можно прочитать в Интернете. Система обслуживания в дзержинских
библиотеках застряла на уровне прошлого века. И сохранить ее в таком
виде - чистой воды популизм, желание завоевать дешевый авторитет. Мы же
хотим завязать все наши библиотеки, в том числе и поселковые, в единое
информационное пространство. Чтобы через компьютерную базу данных можно
было найти любую книгу и заказать ее. И такой проект уже есть. Сейчас
ожидаем поступления 31 миллиона рублей из федерального бюджета, часть из
которых - доплата учителям за классное руководство, а остальное -
денежный грант за участие в программе реформирования муниципальных
финансов. Эти призовые деньги мы планируем потратить на установку
системы видеонаблюдения на улицах нашего города и информатизацию нашей
библиотечной сети.
Мы наводим в социальной сфере элементарный порядок. Вот вы говорите,
что 1400 детей в клубе «Отечество» занимается, а на самом деле, как
показала проверка управления, туда ходит гораздо меньше ребят - не
больше четырехсот. И заметьте, в тех учреждениях, которые больше всех
шумят, как правило, меньше всего порядка.
- Из многих учреждений социальной сферы уже поступают
тревожные сигналы о долгах за коммуналку...
- Насколько я знаю, проблемы с платежами за коммуналку должны были
начаться не раньше лета. Но вот мне сейчас доложили, что у некоторых
учреждений управления по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта
все-таки есть задержки с оплатой за коммунальные услуги. Однако говорить
о задолженности можно только в том случае, если платежи просрочены
больше, чем на полтора месяца. У нас до этого не дойдет - управление
обещало найти деньги в ближайшее время. А если долги все-таки появятся,
то это будет говорить о неправильном ведении хозяйственной деятельности
со стороны руководителя этого учреждения.
- Кажется, самое время поговорить о единой бухгалтерии...
- А при чем тут она?! Централизованная бухгалтерия - это инструмент,
которым пользуется руководитель муниципального учреждения. Не более
того. И если кто-то говорит, что из-за централизации бухгалтерии мы
перестали платить ЖКХ, это полная глупость.
Цель создания единой бухгалтерии - прежде всего сокращение штата.
Сравните: на два театра было 8 бухгалтеров, а теперь два. Вторая цель -
унификация отчетов. При проверке тех же театров были выявлены нарушения в
ведении бухгалтерской отчетности. На сегодня они исправлены, претензий
по этой линии нет.
Культура последней примкнула к централизованной бухгалтерии. У
образования и медицины, первопроходцев в этом деле, были поначалу более
серьезные проблемы, просто они об этом не кричали, не жаловались никому.
Надо понимать, что мы сократили бухгалтеров в культуре, но ни на
копейку не уменьшили средства, которые идут на постановку спектаклей, не
урезали зарплату творческому коллективу.
- Теперь в централизованную бухгалтерию стекаются и
внебюджетные средства социальных учреждений, за счет которых они решали
многие свои проблемы, в том числе и с неприлично низкой зарплатой. Как
теперь расходуются эти деньги?
- Исключительно на нужды конкретного учреждения и исключительно по
решению его руководителя. Ни одна копейка, заработанная тем или иным
театром, школой, не уходит на сторону и без ведома их директоров. И на
что бы они ни тратили внебюджетные средства - на поощрение ли
сотрудников, на покупку оргтехники или ремонт - это их право. Городская
администрация в это даже не вмешивается.
- Насколько я знаю, в дошкольных учреждениях города в
2010 году дефицит бюджета по статье «Продукты питания» составляет
приблизительно 24 миллиона рублей. Как эту проблему вы собираетесь
решать?
- Вот только не надо делать страшные прогнозы со ссылками на
Нострадамуса, на какую-то информацию неизвестного происхождения. Вы
бейте тревогу по факту. У нас действительно громадный дефицит везде - в
образовании, культуре, других сферах. Но все ведь зависит от того,
насколько мы хорошо будем работать и правильно распределять деньги.
Мы планируем свою деятельность на 12 месяцев. И у нас каждый год по
итогам 1 полугодия в бюджет вносятся изменения. Если есть дополнительные
доходы, добавляем деньги в социальную сферу. У меня опасений, что в
определенный момент мы перестанем платить за ЖКХ или продукты питания,
пока нет. Может такое случиться? Может. И если городская администрация
все же будет поставлена перед выбором, за что платить в первую очередь,
то, поверьте, приоритеты будут расставлены правильно.
Мы сегодня живем в эпоху перемен. И она не всегда бывает сладкой.
Прошлый год был очень тяжелый. Но, тем не менее, все свои обязательства
перед социальной сферой мы выполнили. Этот год, я думаю, будет полегче.
Уже ощущается улучшение экономической ситуации. Ожидаем ввод в
эксплуатацию новых предприятий, а это дополнительные доходы в бюджет
города. Уверен, мы переживем эти нелегкие времена. Главное, не создавать
ажиотаж. В том числе и в прессе. А если кто-то из журналистов узнает о
проблемах социального характера, обращайтесь в городскую администрацию
- наши специалисты лучше, чем кто бы то ни было, расскажут, что, где и
почему...
- Сразу же и воспользуюсь вашим приглашением. Уже не
первый год не может решиться вопрос с выплатой социального пособия на
питание школьников, обучающихся в православной гимназии. А это все-таки
450 рублей ежемесячно. В чем там проблема и такая ли уж она
неразрешимая?
- Государство оказывает подобную помощь только в том случае, если
образовательное учреждение, в котором обучаются дети, имеет лицензию и
государственную аккредитацию. Православная гимназия наконец-то получила
оба документа. И, думаю, руководство гимназии должно заняться решением
этой проблемы. Я готов помочь, если в том есть необходимость.
|