Дзержинск лихорадит от африканской чумы свиней
Ее вспышка была зафиксирована в городе на прошлой неделе. Заболевание уже три года бушует на юге России, но до Нижегородской области докатилось впервые. Для людей оно безопасно, однако ущерб экономике региона может нанести колоссальный, а свиней уничтожить как вид.
…17 февраля в Госветуправление Дзержинска обратился житель поселка Бабино Валерий Мухин с просьбой поправить здоровье его занедужившим хрюшкам, которые содержались в подсобном хозяйстве по адресу: Речное шоссе, 6-а (всего 20 голов). Ветеринары срочно выехали на место происшествия. В четыре часа утра следующего дня подтвердились их худшие опасения: областная ветеринарная лаборатория, куда направлялась на анализ кровь животных, обнаружила в ней возбудителей африканской чумы свиней (АЧС), причем впервые в России – у еще живых. Через шесть часов диагноз был подтвержден ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии. После этого под председательством вице-губернатора Нижегородской области Владимира Иванова прошло экстренное заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям, на котором принят план мероприятий по предотвращению распространения эпидемии африканской чумы свиней в регионе.
Как пояснил нашей газете заместитель председателя комитета Госветнадзора заместитель главного госветинспектора Нижегородской области Дмитрий Никулин, АЧС не поддается не только лечению, но и профилактике, вакцин от нее не существует. При этом вирус очень устойчив во внешней среде и распространяется молниеносно. А рядом – Ильиногорский свинокомплекс, в котором 16 тысяч свиней… Поэтому решения принимались жесткие, но единственно возможные в данной ситуации.
На место заражения тут же выехали ветеринары, милиция, прокуратура, было выставлено оцепление. Сам очаг заболевания – единый комплекс построек с общими стенами и множеством грызунов, все имущество и живность, находящаяся там (всего 45 голов, принадлежащих трем разным владельцам: свиньи, крупнорогатый скот, лошади, плюс 12 собак, кошки), – подлежал уничтожению и сожжению. Парнокопытные и домашние питомцы африканской чумой свиней не болеют, но могут быть ее переносчиками, а способов «продезинфицировать» их снаружи и изнутри пока не существует. Единственное, что было позволено вывезти из очага владельцу подворья Мухину, – это трактор, да и то после тщательнейшей обработки – холодную металлическую поверхность вирус не любит.
Кроме того, в радиусе пяти, а местами десяти километров от очага была установлена «первая угрожаемая зона». Всех поросят из подсобных хозяйств, расположенных внутри этой территории (278 голов), также предписывалось умертвить и сжечь. «Заболевание могло распространиться дальше очага, так как известно, что Мухин продавал мясо. Кроме того, рядом с подворьем расположено шоссе с интенсивным движением», – объяснил Дмитрий Никулин.
Местные жители были, понятно, не в восторге, даже несмотря на обещанную правительством Нижегородской области неплохую денежную компенсацию: 75 рублей за килограмм живого веса.
С большим трудом ветеринарам совместно с сотрудниками УВД и прокуратуры удалось изъять 223 поросенка. Еще 55 животных исчезли, несмотря на жесткий запрет продавать или резать их. К расследованию инцидента подключились правоохранительные органы, которые уже нашли несколько туш и продукты убоя (голова, конечность и т. д.), а свиноводам-нарушителям грозит ответственность вплоть до уголовной. «Такое поведение людей свидетельствует о недостаточно высоком уровне гражданской ответственности. В победе над африканской чумой свиней частники должны быть заинтересованы не меньше нас. В некоторых европейских странах с АЧС боролись по 30-40 лет. Так что мы только в начале большой кропотливой работы и рассчитываем, что граждане Нижегородской области нам будут помогать», – выразил надежду заместитель главного нижегородского ветинспектора.
Очаг заболевания был окончательно ликвидирован 22 февраля, но карантин в «первой угрожаемой зоне» будет действовать еще минимум 30 дней. В это время нельзя ввозить в нее и вывозить свиней, остальных животных – только по разрешению специальной комиссии. Ограничен перечень продукции и сырья животного происхождения, кормов, которые разрешено ввозить и вывозить перерабатывающим предприятиям (более подробную информацию об этом можно найти на сайте Нижегородского правительства в разделе «Комитет Госветнадзора», в подразделе «Нормативно-правовая деятельность комитета»).
Откуда напасть?
По словам Дмитрия Никулина, основная версия заноса вируса на Дзержинскую землю – из воинской части, расположенной неподалеку от поселка Бабино. Мухин покупал там отходы и, видимо, не очень хорошо их проваривал. К армейцам же вирус мог попасть с продукцией из неблагополучных Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. «Учитывая то, что два года назад именно в воинской части Володарского района была вспышка классической чумы свиней, а год назад в воинской части, расположенной в Ленинградской области, – вспышка африканской чумы свиней, можно говорить об определенной тенденции. У военных своя структура, отслеживающая качество продукции животного происхождения, которая нам не подчинена, поэтому мы не можем их контролировать», – поясняет наш собеседник.
Как убивали лошадей?
Тема умерщвления шести лошадей, содержавшихся на улице Речной, 6, в последние дни стала одной из самых обсуждаемых в городе. Появились леденящие кровь слухи о том, что животных жгли живьем…
Ветеринары, к которым мы обратились за комментарием, саму возможность этого категорически отрицают. Вообще, ликвидация животных – больная тема для сотрудниц дзержинского ветуправления, о которой они не могут говорить без дрожи в голосе. «Эти дикие слухи недостоверны, – вторит им Дмитрий Никулин. – Сначала была проведена эвтаназия, у нас есть акты, которые подтверждают ее факт. Для проведения этой процедуры был вызван специалист из Нижнего Новгорода, создана целая бригада, которая с помощью специального оборудования вводила животным препараты. Лошади сжигались только после подтверждения факта их гибели».
У представителей власти тоже есть немало претензий к хозяевам животных. Они, по словам заместителя главного ветеринарного врача области, всячески мешали государственным службам ликвидировать очень опасное заболевание. «Говорят, что мы поступили негуманно. А сами владельцы гуманно к ним относились? Лошади были завезены в Дзержинск нелегально, без ветеринарно-сопроводительных документов, их не исследовали на самые элементарные заболевания, не вакцинировали. Животные могли болеть, страдать, быть переносчиками серьезных заболеваний. Между тем на них, судя по всему, катали детей. Это было законно, гуманно, ответственно?» – задает риторические вопросы Дмитрий Никулин.
Рынки остались без мяса
Последствия вспышки африканской чумы сразу почувствовали на себе не только владельцы подсобных хозяйств и животноводческих предприятий, но и тысячи горожан – после того, как была существенно ограничена торговля на рынках. Указ губернатора об установлении карантина предписывал убрать с рыночных прилавков «первой угрожаемой зоны», к которой относится Дзержинск, все продукты животноводства: яйца, молоко, масла, сыры, мясо, кур и т. д., с прилавков «второй угрожаемой зоны» (Нижний Новгород и большинство других городских округов области) – продукты свиноводства. При этом в магазинах никаких ограничений по продаже мяса нет.
Предприниматели с рынков, терпящие убытки, ответили волнениями. На днях протестовали нижегородцы, а вчера дзержинские бизнесмены обратились за поддержкой в комитет по предпринимательству Городской думы (подробности в ближайшем номере «Репортера»). Запрет и вправду вызывает много вопросов. Он был бы понятен, если бы речь шла только о продуктах подсобных хозяйств. Однако запрет распространяется и на промышленную продукцию. «Я – индивидуальный предприниматель, и в магазине работает такой же индивидуальный предприниматель. Продукцию мы закупаем чаще всего у одних и тех же производителей. Почему им можно продавать, а нам нет?» – возмущается женщина, работающая на центральном рынке.
Магазины и торговые сети сегодня оказались в весьма выгодном положении. Дву-смысленность ситуации не отрицают и в Госветинспекции. «Мы руководствуемся инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, – объясняет Дмитрий Никулин. – Пункт 5.2.10 запрещает продажу животных всех видов, включая птицу, а также торговлю на рынках мясом и другими продуктами животноводства.
Снабжение населения ими осуществляется через торговую сеть под контролем органов ветеринарного надзора. Мы сами понимаем, что есть некоторая нестыковка, алогизм. Почему мясо на рынках нельзя продавать, а в магазинах можно? Но мы ограничены в своих действиях. Инструкция была утверждена главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР еще в 1980 году и давно не соответствует духу времени, но по сей день является действующей».
В пору ее написания под рынками подразумевались именно колхозные рынки, торговавшие по большей части продукцией частных подворий. В настоящее время там работают индивидуальные предприниматели – такие же, как в магазинах и мини-маркетах. Кроме того, на рынках организован жесткий контроль за ввозимой и продаваемой продукцией: там есть аттестованные ветеринарные лаборатории и ветеринарные врачи.
Как заверил Дмитрий Никулин, Госветнадзор выйдет с предложением об изменении устаревших правовых норм: если уж запрещать торговлю, то везде, в магазинах в том числе